Прошлая неделя стала для Украины временем ряда приятных новостей экономического характера. 22 марта Государственная служба статистики опубликовала информацию, согласно которой промышленное производство в феврале 2016 выросло на 7,6 процента по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Такая тенденция зафиксирована в Украине впервые за прошедшие три года. По сравнению с январем этого года промпроизводство также возросло — на 8,2 процента.
На следующий день на заседании правительства премьер Арсений Яценюк заявил, что в феврале зафиксирован рост ВВП Украины на один процент. По его словам, вместе с увеличением темпа роста промышленного производства это дает основание говорить о «реальныых признаках макроэкономической стабилизации».
Тогда же министр финансов Наталья Яресько отчиталась о выполнении государственного бюджета. План доходов был не просто выполнен, но и перевыполнены на 2,6 миллиарда гривен. Потратить удалось меньше запланированного на 5 млрд. гривен. А дефицит бюджета сократился на 33 миллиарда гривен, или на 2,6 процента от ВВП.
Медленное восстановление
Эксперты считают приведенные выше показатели свидетельством возвращения украинской экономики на путь выздоровления, но в то же время демонстрируют лишь умеренный оптимизм. По словам инвестиционного банкира компании Dragon Capital Сергея Фурсы, «дно» кризиса уже давно позади. Поэтому ничего удивительного в положительной динамике нет.
Еще более осторожен в оценке этих данных профессор экономики Питтсбургского университета и основатель аналитической платформы VoxUkraine Тимофей Милованов. Он говорит, что о росте экономики говорить еще рано, предпочитая словоу «восстановление», которое, вдобавок, происходит довольно медленными темпами.
Старший экономист центра социально-экономических исследований Case Украина Владимир Дубровский уверен, что удивляться оптимистической тенденции не стоит. Он и его коллеги предполагали стабилизацию задолго до этого. «Экономика — это живой организм. Она пристраивается к новым условиям, стабилизируется и дальше начинает расти», — объясняет Дубровский.
Главные риски, связанные с войной, остались позади, а налоговое давление вместе с соотношением государственных расходов в ВВП немного уменьшились. Все это, по мнению эксперта, снизило нагрузку на экономику и создало условия для роста. Промышленному производству также помогло улучшение внешней конъюнктуры для украинских товаров, в частности — рост цены на металл.
Политика как угроза
Но рассчитывать на помощь мировых сырьевых рынков в долгосрочной перспективе не стоит — в этом эксперты единодушны. Поэтому тяжелая промышленность вряд ли станет ключевым драйвером роста, уверен Милованов. Рынки сырья остаются слабыми, а украинские предприятия в основном слишком устаревшие, объясняет профессор экономики.
Помочь восстановлению может сочетание двух факторов: удешевление рабочей силы из-за девальвации валюты и открытие европейских рынков благодаря зоне свободной торговли с ЕС, прогнозирует Дубровский.
Эксперт уверяет: «В краткосрочном плане это будет одним из драйверов». Благодаря этому у предпринимателей будет мотивация модернизировать имеющиеся производственные площадки, которые были бы ориентированы на экспорт своей продукции в страны Европы. На данный момент, по словам Дубровского, такие инвестиции могут обойтись сравнительно недорого.
Впрочем, расслабляться пока не стоит — большинство угроз не исчезло с горизонта. Так, революция, по словам Дубровского, переросла в политический кризис. Это более мягкая форма, но она также создает проблемы для экономики. С тем, что политика может стать на пути стабилизации, согласен и Фурса.
«Нас ожидает постепенный экономический рост, если не делать глупостей, как, например, прекращение сотрудничества с МВФ», — говорит инвестбанкир.