За первые восемь месяцев 2013 г. профицит платежного баланса увеличился более чем в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Согласно опубликованному вчера сообщению Национального банка, его сальдо составило $ 1,6 млрд против $ 305 млн год назад.
Но позитива в этом немного — улучшения удалось достигнуть не за счет снижения дисбаланса во внешней торговле. Дефицит текущего счета снизился за эти месяцы лишь на 2,6 % до $ 8,2 млрд. И это заслуга не роста экспорта, а того, что из‑за сокращения украинцами потребления импорт товаров упал даже сильнее товарного экспорта.
Нарастить профицит платежного баланса удалось за счет временного притока спекулятивного капитала, который может покинуть страну еще до окончания текущего года. Если бы поступления горячих денег остались на уровне прошлого года, платежный баланс был бы сведен даже не с небольшим профицитом, как год назад, а с дефицитом в $ 217 млн.
Опасные инвестиции
Позитив в платежном балансе пришел на волне спекулятивного капитала, затопившей развивающиеся экономики, пока развитые страны удерживают низкие процентные ставки.
Чистый приток портфельных инвестиций в Украину, к которым по методологии МВФ относятся вложения в не дающий права контроля пакет акций, паи и акции инвестфондов, производные ценные бумаги, взлетел за восемь месяцев более чем в 14 раз — со $138 млн до $2 млрд.
Такой наплыв горячих денег на сотни миллионов долларов в месяц в украинскую экономику начался с декабря прошлого года, когда США расширили с $ 40 млрд до $ 85 млрд ежемесячный объем программы количественного смягчения (QE3), в рамках которой Вашингтон насыщал американскую экономику дешевой ликвидностью, которая затем перетекала в развивающиеся страны с более высокой стоимостью капитала.
Однако позитив этот довольно кратковременный — деньги покинут страну, как только начнется сворачивание QE3, прогнозирует руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. В сентябре глава Roubini Global Economics Нуриэль Рубини рассказывал «Капиталу», что сворачивание программы начнется в следующие два-три месяца.
В случае Украины с ее де-факто фиксированным валютным курсом проблема наплыва горячих денег в экономику не только в том, что он недолговечен, но и в том, что он ничем не компенсируется.
Как рассказал во время презентации отчета WEO старший экономист подразделения МВФ по изучению мировой экономики Джон Саймон, есть два финансовых способа избежать «тяжелого похмелья» из‑за оттока спекулятивного капитала. Один — накапливать поступающие средства в золотовалютных резервах, второй — стимулировать инвестиции резидентов за рубеж, которые можно будет в случае необходимости быстро вернуть домой.
В идеале МВФ предлагает использовать второй подход, который популярен в развитых экономиках. Но для этого нужно гибкое курсообразование национальной валюты и свободное движение капитала за границу и обратно. Поскольку Украина лишена и того, и другого, обезопасить себя от будущего негатива она могла бы только за счет международных резервов.
Но и этой «подушки безопасности» Украина лишена. Международные резервы Нацбанка с начала года снизились на 11,8 % и к концу августа составили лишь $ 21,7 млрд., покрывая 2,6 месяца импорта. Впереди еще крупные выплаты по государственному долгу, в том числе $ 1,6 млрд по кредитам МВФ, $ 0,7 млрд по гособлигациям и $ 0,5‑1 млрд от НАК «Нафтогаз Україна» за газ, отмечает директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук. По оценкам Александра Паращия, до конца года правительству необходимо привлечь еще $ 2 млрд.
Не в фаворе
Удержать платежный баланс Украины в профиците, когда начнется сворачивание QE3, помог бы приток капитала по более стабильным каналам, но он с мая лишь сокращается.
Чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в украинский акционерный капитал сократился за восемь месяцев на 41 % до $ 2,5 млрд. Такой низкий показатель стал сюрпризом даже для пессимистически настроенных аналитиков.
Так, Боярчук прогнозировал, что по итогам года приток ПИИ составит $ 5 млрд, но сомневается, что недостачу можно будет покрыть за оставшиеся месяцы. Теперь он готовится снизить свой годовой прогноз по ПИИ до $ 3‑3,5 млрд. Состояние экономики не располагает к притоку инвестиций, согласен Паращий, также рассчитывавший на более значительное поступление прямых инвестиций в Украину.
По его мнению, инвестиционно привлекательным до конца года останется только сельское хозяйство и смежные отрасли и, возможно, отрасли, где присутствует крупный капитал, то есть металлургия и энергетика. При этом инвестиции будут иностранными лишь формально. Как отмечает эксперт, они будут приходить преимущественно от украинских же компаний через третьи страны — Кипр, Британские Виргинские острова и Нидерланды.
$320
млн
составил объем прямых иностранных инвестиций в Украину в августе 2013 г.
Поступления заемного капитала из‑за рубежа также оставляют желать лучшего. Чистый приток средств через средне- и долгосрочные кредиты и облигации снизился на 42 % до $ 1,2 млрд за восемь месяцев за счет того, что сокращался все три летних месяца.
Правда, если в июне-июле происходил их чистый отток, то в августе приток возобновился, достигнув $ 613 млн, но все равно был меньше прошлогоднего августовского уровня ($ 745 млн). В госсекторе чистый отток продолжается с мая, и ситуацию спасают лишь займы банков и корпоративного сектора, говорится в сообщении Нацбанка.
Наоборот, с помощью контроля за потоком капитала из страны и в страну, есть возможность ограничить вывод денег в оффшор. К тому же, политика дедолларизации помогает обеспечить гривне независимость от доллара, что защищает экономику страны от *** в связи со скачками доллара. Также, на нас обратили инвесторы. Примером, китайцы планируют проинвестировать АПК и постройку солнечных и ветровых электростанций, а уже в этом месяце нас посетят чехи для проведения переговоров по поводу вложения денег в разные сферы украинской экономики, что также даст возможность ещё более быстрыми темпами развивать её.
Импорт может быть и упал, но не стоит говорить о том, что экспорт не повысился. Поставки в особенности сельхозпродукции за рубеж гораздо увеличились. Например, в ЕС поставляется на 16 % больше зерновых, ЮАР попросил на 22% больше туй же продукции, ООН увеличило заказы овощей и зерна, Китаю на 24% больше поставляем кукурузы. Короче говоря, список можно продолжать. Так что нельзя заявлять о том, что экспорт не повлиял на профицит баланса.