Тема конфликта вокруг одной из крупнейших транспортных компаний Украины — ООО «Интерлизинвест» за последние месяцы не раз была предметом внимания СМИ. Причина этого то, что данный вопрос затрагивает интересы крупнейшего донора экономики Украины — Европейского банка реконструкции и развития. Недавнее решение суда должно было разрешить спор, однако, как выяснил «Капитал», говорить об окончательном урегулировании конфликта пока рано.
Как указано на официальном сайте ЕБРР, в 2011 году Банк согласовал выделение финансирования компании «Интерлизинвест» на сумму 120 млн. долл. США на приобретение парка грузовых вагонов. По факту, компании был выдан только первый транш в 90 млн. долл. Также на сайте ЕБРР указано, что «Интерлизинвест» относится к корпорации Inter Car Group, совладельцем которой считался Павел Лебедев, министра обороны в правительстве Азарова с 2013 по 2014 год.
Учитывая последний факт, не удивительно, что с падением режима Януковича, у «Интерлизинвеста» начались проблемы. В октябре 2014 года по украинским СМИ прошла волна публикаций о рейдерском захвате компании. Менеджмент сообщал о том, что неизвестными лицами произведена подделка регистрационных документов, захвачен центральный офис. Контроль за компанией со стороны ее руководства и собственников был утрачен. Классический передел имущества, так часто наблюдаемый в современной Украине при смене власти, не вызвал бы особого интереса, если бы не задел интересы крупнейшего западного инвестора страны — ЕБРР.
Сам процесс захвата предприятия довольно подробно описан в открытом письме, растиражированном в СМИ. Путем подделки документов компания с уставным капиталом в 71 млн. грн. была дважды перепродана за 100 тыс. грн., и новым собственником стала оффшорная компания Vesta Services Ltd. Авторы письма указывают на то, что заказчиками такой операции стал Сергей Ракитин (миноритарный партнер Лебедева по компании «Интерлизинвест»), при его непосредственном участии, а также поддержке людей, связанных с Геннадием Корбаном, известным в стране как «рейдер номер один».
Как выяснил «Капитал», действительно, после смены руководства компании в 2014 году офис «Интерлизинвест» был официально перерегистрирован в здании, собственником которого по данным госреестра является Татьяна Ракитина, супруга Сергея Ракитина, а на сайте компании — одним из топ-менеджеров указан Денис Денисенко, сын Сергея Ракитина. Представители компаний отрасли также подтвердили, что с осени 2014 года все операционные вопросы решались через Сергея Ракитина и его сына, которые официально представляли компанию на переговорах, они же распоряжались основным активом компании — порядка 2700 грузовых вагонов, которые по подсчетам специалистов могут приносить до 16 млн. грн. дохода ежемесячно. По документам, имеющимся в распоряжении «Капитала», Сергей Ракитин по состоянию на 01.01.2016 года официально числился сотрудником «Интерлизинвеста».
Новым директором компании был назначен Евгений Тур (девичья фамилия супруги Сергея Ракитина Татьяны — Тур), который по данным государственного реестра числится также собственником компании ООО «КУА «Славутич-Капитал», зарегистрированной в г. Днепропетровске по тому же адресу, что и ООО «ФК «Славутич-Капитал» и ООО «ДФК «Славутич- Капитал». Связи с последними не скрывает экс-замгубернатор и экс-глава партии «УКРОП», ныне подсудимый Геннадий Корбан.
Весомые аргументы в подтверждение этих данных добавила Генеральная прокуратура Украины, когда в конце 2015 года, при обыске жилья Корбана изъяла и опубликовала у себя на сайте «черную бухгалтерию», где также присутствовали документы, подтверждающие рейдерский захват «Интерлизинвеста», который проходил у злоумышленников под названием «Проект Вагоны».
На одном из документов, опубликованных на сайте ГПУ, ряд фамилий, указанных рядом с суммами в долларах, совпадают с фамилиями судей и других государственных служащих Днепропетровской области. Так, в документах упомянуты некие Татарчук, Панна и Петрова — с такими фамилиями работают соответственно Председатель и судьи Хозяйственного суда Днепропетровской области, Тулянцева — судья Днепропетровского окружного административного суда, а Абрамова — государственный регистратор. По данным государственного реестра судебных решений, все указанные лица принимали участие в рассмотрении дел по «Интерлизинвесту».
Только после ареста Корбана, в феврале 2016 года Апелляционный суд Днепропетровской области поддержал решение суда первой инстанции, признав смену собственников и руководства компании в 2014 году незаконной, тем самым вернув контроль над компанией предыдущему, законному менеджменту. Как сообщил «Капиталу» источник в Генеральной прокуратуре, по факту подделки документов, мошенничества, а также незаконного присвоения средств открыто уголовное дело, проводится расследование с целью установления и привлечения к ответственности виновных.
Казалось бы, это решение суда должно были послужить окончательному разрешению вопроса и возобновлению нормальных бизнес-отношений компании «Интерлизинвест» и ЕБРР. Однако менеджмент компании уверил «Капитал» в обратном. Собственник компании Андрей Стефанишин на запрос издания сообщил, что в ответ на комплексное предложение о возобновлении сотрудничества с ЕБРР, банк фактически объявил войну законным собственникам и менеджменту.
Собеседники, знакомые с конфликтом, объясняют такую политику банка тем, что весь период, когда компания находилась в незаконном владении, представители банка продолжали вести переговоры с рейдерами в лице Сергея Ракитина и его партнера с неоднозначной репутацией Василия Астиона, проводили встречи как в Лондоне, так и в Киеве. При этом судебные процессы по взысканию вагонов велись формально и затянулись на 1,5 года (за которые рейдеры естественно не погасили банку ни единого цента долга).
По информации адвокатов, представители обеих сторон вели себя в судах крайне дружественно. Это уже породило разговоры о том, что ЕБРР к моменту вынесения судом решения уже достиг договоренности с рейдерами о некой реструктуризации долга, согласно которой часть вагонов должна была перейти в собственность рейдеров. В то же время представители законных собственников «Интерлизинвеста» заверили «Капитал» в том, что ни о каких планах распоряжения активами компании с целью их передачи третьим лицам банк их не уведомлял.
Опрошенные изданием специалисты оправдывают такой подход банка желанием любыми методами защитить и вернуть залоговое имущество, или хотя бы его часть. Тем не менее, согласно действующему законодательству, после признания судом факта рейдерского захвата, а также расследования уголовных дел, сотрудничество с Сергеем Ракитиным и его коллегами может подпадать под нормы Уголовного кодекса и уж точно будет иметь крайне негативные последствия для имиджа любых его партнеров.
Пока не понятно, каким образом будет разрешена сложившаяся ситуация. Тем не менее, позитивная тенденция по эффективному расследованию и освещению в прессе правоохранительными органами резонансных дел, связанных с лицами, ранее считавшихся неприкосновенными, не может не внушать оптимизм. И есть надежда, что к ответственности будут привлекаться не только непосредственные исполнители, но и заказчики, и организаторы подобных схем.
Неприкосновенность права собственности является основой инвестиционной привлекательности государства и ключевым фактором для привлечения инвестиций в Украину, которая на сегодня так остро нуждается в технологиях, реформах и капитале.