Практически в два раза — на 48,9 %, до 13,37 тыс. шт. — упали продажи новых автомобилей в сентябре по сравнению с августом текущего года, рассказал «Капиталу» директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий.
По сравнению с сентябрем 2012 г. реализация машин сократилась на 27,13 %. По словам эксперта, падение продаж в начале бизнес-сезона не отмечалось за последние десять лет.
Автомобили неохотно покупали у всех основных игроков рынка, свидетельствуют данные AUTO-Consulting. Лидерство по продажам удалось сохранить Запорожскому автомобилестроительному заводу, а вторым в списке остался Hyundai.
Последствия введения утилизационного сбора
Падение продаж вызвано вступлением в силу с 1 сентября утилизационного сбора (в размере 4,7‑30,3 тыс. грн за автомобиль, в зависимости от модели и комплектации. — «Капитал») и ажиотажным спросом в августе, рассказывает замдиректора департамента продаж компании «Торговый дом — НИКО» (официальный импортер Mitsubishi Motors в Украине) Сергей Байдачный.
«В начале сентября из‑за отсутствия формы справки об уплате утилизационного сбора работа Межрайонных регистрационно-экзаменационных отделов (МРЭО) ГАИ, которые фиксируют переход собственности на автомобили, была блокирована, что, соответственно, привело к остановке продаж. Регистрация автомобилей нормализовалась только во второй декаде (после введения временных справок об уплате сбора. — «Капитал»)», — рассказывает Олег Омельницкий.
Кроме того, в августе был зафиксирован нетипичный для этого месяца рост продаж — на 46,16 %, до 26,185 тыс. шт. — по сравнению с предыдущим месяцем –17,915 тыс. шт.
«Большинство украинцев, которые планировали покупку осенью, перенесли ее на август. Тем самым, на август были перетянуты потенциальные сентябрьские сделки», — объясняет эксперт.
Рано говорить об эффективности
Спецпошлины в апреле и утилизационный сбор в сентябре вводились для поддержки отечественных производителей, считает Олег Омельницкий.
«ЗАЗ вышел в лидеры в первый же месяц — в мае — после введения спецпошлин и остается на первом месте», — добавил он и отметил, что пока рано говорить об эффективности мер для отечественных автопроизводителей — подвести итоги можно будет в октябре.
Прогнозировать объем продаж на следующий год сложно из‑за частого изменения украинского законодательства, уверен директор департамента маркетинга и промышленно-экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников.
«Все будет зависеть от того, предложит ли государство стимулирующие программы для внутреннего рынка, свои предложения мы подавали правительству и надеемся, что были услышаны», — говорит эксперт.
Если программы будут приняты, то рынок в 2014 г. вырастет минимум на 20 % по отношению к итогам 2013 г., полагает он. Но пока чиновники ограничились только вербальными заявлениями о намерении стимулировать потребителей, резюмирует Георгий Овсянников.
«Если сохранятся спецпошлины и утилизационный сбор, а также текущий курс гривня — доллар, в 2014 г. объем автомобильного рынка достигнет уровня нынешнего года (200 тыс. автомобилей)», — говорит Сергей Байдачный, добавив, что в случае отмены спецпошлины и отмены / либерализации утилизационного сбора возможен рост рынка до 230 тыс. авто.