На конец первого полугодия 2013 г. количество автомобилей в парке прокатных компаний сократилось на 15 % — до 1462 шт. — по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в презентации компании Europcar, имеющейся в распоряжении «Капитала».
По словам исполнительного директора компании Europcar Ukraine Олега Колибабы, падение обусловлено проведением в прошлом году чемпионата Евро-2012, когда резко вырос спрос на прокат автомобилей.
Он уточняет, что, несмотря на это, общий тренд рынка в последние годы показывает увеличение в среднем на 15‑18 %. По его данным, в первом полугодии 2013 г. средняя стоимость аренды автомобиля в день снизилась относительно соответствующего периода прошлого года на 20 % — до € 40. Объем рынка упал с € 12 млн до € 10 млн, указал эксперт.
Поможет обратный выкуп
Спрос на прокат автомобилей летом увеличивается вдвое по сравнению с зимним периодом, рассказывает собеседник. Чтобы покрыть повышенный спрос летом, в Европе применяют схему Buy-back, при которой дилеры автомобилей выкупают у автопрокатных компаний машины через шесть-девять месяцев, рассказывает он.
Однако в Украине такая схема не применяется, что мешает более активному развитию рынка автопроката. Финансовый директор автопрокатной компании BLS Стефан Благовисный подтверждает, что одна из проблем активного развития автопроката — отсутствие в Украине схемы Buy-back.
Такая схема предполагает, что автопрокатная компания через шесть-девять месяцев после покупки нового автомобиля возвращает транспортное средство за 80 % его стоимости дилеру, который продает его вновь с наценкой примерно в 5‑7 %, то есть за 85‑87 %, на вторичном рынке.
Однако за такую стоимость его сложно реализовать на вторичном рынке, считает Стефан Благовисный. Исполнительный директор компании «Илта Лизинг» Александр Кощеев отметил, что дилерам невыгодно выкупать автомобили у прокатчиков через шесть-девять месяцев после первой покупки за 80 % от цены на рынке новых автомобилей.
В таком случае они не заработают на сделках ничего, а с учетом операционных затрат, таких как зарплаты сотрудникам, аренда автосалона и т. д., будут работать даже в убыток себе, утверждает он.
«Поэтому, по моему мнению, затраты в схеме Buy-back должен понести еще кто‑то, чтобы дилер получил хотя бы минимальную прибыль», — подчеркнул он. Таким участником мог бы стать производитель, который должен сделать скидку дилеру, продающему автомобили по этой схеме автопрокатчику.
Автопрокатчики готовятся лоббировать
Однако для этого необходимо решить две задачи — во‑первых, чтобы импортер в самом начале сделки предоставил дилеру скидку в 3‑5 %, указывает Стефан Благовисный.
«Импортеру несложно договориться о такой скидке с заводом, поскольку подобная сделка позволит сразу реализовать крупную партию машин», — поясняет собеседник.
Во-вторых, необходимо на законодательном уровне уменьшить расходы автопрокатных компаний при регистрации и снятии с учета автомобилей, которые составляют 4,5 %, рассказывает он.
В таком случае дилеру автомобиль обойдется уже не в 80 %, а в 72 %, что позволит ему выйти на вышеуказанные 80 % цены реализации, продолжает эксперт.
«Дилеру необходимо продавать автомобиль не за 80 % от первой цены, а за 72 %", — согласился Александр Кощеев. «До конца года мы (ассоциация «Украинской объединение лизингодателей». — «Капитал») планируем создать рабочую группу, которая подготовит предложения о льготной регистрации автомобилей автопрокатными компаниями, и выйти с этим предложениями к Министерству инфраструктуры», — говорит Стефан Благовисный.
В случае внедрения в Украине схемы Buy-back рынок автопроката резко пойдет вверх. По мнению Олега Колибабы, он увеличится вдвое — до 30 % в год. Как результат, к 2018 г. на рынке автопроката будет в наличии порядка 6,4 тыс. автомобилей, в противном случае — только 4 тыс., говорится в презентации Europcar.