Производство легковых автомобилей в сентябре сократилось на 35,7 % — до 3386 единиц — по сравнению с августом текущего года. Об этом вчера сообщила ассоциация автопроизводителей Украины «УкрАвтопром». Отставание от прошлого месяца объясняется тем, что на автомобили, произведенные в сентябре, еще распространялся утилизационный сбор. Предприятия не успели пройти все процедуры и оформить необходимые документы, чтобы не уплачивать его.
Не хотели платить
После введения заградительных пошлин в апреле 2013 г. украинские производители начали планомерно наращивать производство. Напомним, специальные пошлины на импорт в страну новых легковых автомобилей с бензиновыми двигателями объемом 1000‑1500 куб. см установлены в размере 6,46 %, 1500‑2200 куб. см — 12,95 %.
По данным «УкрАвтопрома», в июне этого года все заводы страны изготовили 4194 автомобиля, что на 30,1 % больше, чем в мае. В июле количество выпущенных машин на 9,7 % превысило показатель июня. В августе производство увеличилось на 14,3 % в сравнении в предыдущим месяцем — до 5268 единиц.
8 августа вступил в силу закон «Об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств», а 1 сентября — изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие уплату предприятиями утилизационного сбора. От него освобождались заводы с полным циклом производства, создавшие мощности для утилизации старых автомобилей.
По мнению старшего аналитика инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, сокращение производства в сентябре связано с тем, что на выпущенные в этом месяце машины все еще распространялся утилизационный сбор, введенный с 1 сентября 2013 г.
30 тыс. легковых автомобилей произвели украинские автозаводы за 9 месяцев этого года
«Отечественные заводы не успевали сделать так, чтобы на произведенные в сентябре автомобили не распространялся утилизационный сбор, потому что не были сертифицированы центры по приему и разборке автомобилей», — пояснил эксперт. «Автопроизводители решили временно снизить производство, надеясь увеличить его в ближайшие месяцы, — после того как они освободятся от уплаты сбора, открыв центры по утилизации старых автомобилей», — добавил он.
Производители сократили сборку
Один из крупных отечественных производителей автомобилей — корпорация «Богдан» — в сентябре 2013 г. выпустила всего 175 легковых автомобилей, что в шесть раз меньше, чем месяцем раньше. По словам пресс-секретаря компании Сергея Красули, завод в Черкассах был приостановлен и переведен в режим подготовки запуска производства автомобилей JAC.
«В сентябре мы изготовили только 175 автомобилей, которые были у нас на складе в незавершенном виде. После чего производство было приостановлено», — рассказал он.
Представитель компании «Богдан» говорит, что на снижение производства повлияла неопределенная ситуация с взиманием сбора. «В сентябре ситуация с утилизационным сбором была еще неясной. Мы только недавно получили подтверждение о включении предприятия в реестр и освобождении от уплаты утилизационного сбора», — пояснил Сергей Красуля.
По итогам года предприятие собирается выпустить до 10 тыс. легковых автомобилей, хотя ранее планировалось изготовить 15 тыс. Поскольку завод в Черкассах простаивал до мая, планы по производству были снижены, уточнил собеседник.
По словам директора департамента маркетинга и промышленного анализа ассоциации «УкрАвтопром» Георгия Овсянникова, падение производства на Запорожском автомобилестроительном заводе в сентябре было незначительным и связано с сезонностью и предварительными планами.
Заместитель главы правления по финансовым вопросам и маркетинговым коммуникациям «УкрАВТО» Наталия Бей, комментируя снижение производства в сентябре, подчеркнула, что «так было запланировано еще с начала года», поэтому на объемах производства по итогам года это не скажется.
В октябре наверстают
Алексей Андрейченко прогнозирует, что восстановление объемов производства на автозаводах может произойти уже в ноябре, как только предприятия выполнят все формальности, позволяющие им не платить утилизационный сбор.
По мнению управляющего директора, главы аналитического департамента Dragon Capital Андрея Беспятова, падение производства в сентябре не повлияет на планы предприятий, однако скажется на общей статистике: «Исходя их тех планов, которые были по новым проектам, в первую очередь — с китайскими производителями, думаю, в ближайшие месяцы мы увидим рост».