Сотрудников аппарата центральных органов исполнительной власти за три года стало больше на 17 %. Если в 2010 г., до старта административной реформы, их было 18 827 человек, то в сентябре этого года — уже 22 808.
Также расширился штат территориальных отделений исполнительной власти. Если на 15 декабря 2010 г. госслужащих насчитывалось 221 130 человек, то на 11 июля 2013 г. — 243 380 (рост 9 %). Об этом говорится в отчете Министерства юстиции о фактическом состоянии реформы системы государственного управления (копией располагает «Капитал»). Как следует из выводов Минюста, реализация админреформы не обеспечила обещанное администрацией президента 30 %-е сокращение численности чиновников.
Обратный эффект
Админреформа стартовала в декабре 2010 г. с принятием соответствующего указа президента об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти, которые наряду с Кабинетом министров были реорганизованы на первом этапе.
Также обновили нормативно-правовое обеспечение деятельности органов исполнительной власти, провели ревизию их полномочий — перераспределили функции и устранили их дублирование. С 2011 по 2013 г. Верховная Рада приняла 83 новых закона, которые наделили органы исполнительной власти новыми обязанностями.
Согласно отчету, до начала админреформы в Украине действовало 111 органов центральной исполнительной власти, тогда как сейчас их 75. В частности, в 2010 г. существовало 20 министерств, число которых было сокращено до 16. Но в декабре 2012 г. своим указом президент восстановил Министерство промышленной политики.
До этого его функции выполняло Агентство по управлению корпоративными правами государства. На базе ликвидированных Министерства образования и науки, молодежи и спорта и Госслужбы молодежи и спорта создано два новых госоргана — Министерство образования и науки и Министерство молодежи и спорта.
до 22 808 человек выросла численность сотрудников аппарата центральных органов исполнительной власти за три года админреформы
В результате этих преобразований министерств стало 18. Также были возвращены упраздненные реформой Госслужба по регуляторной политике и развитию предпринимательства и Госинспекция по контролю за ценами. Таким образом, с 2010 г. после сокращений центральных органов исполнительной власти осталось: инспекций — 11 (было 12), комитетов — 2 (20), администраций — 2 (7), фондов — 2 (5). При этом численность служб увеличилась с 17 до 24, а госагентств — с 7 до 16.
На полпути
«Проведенный анализ свидетельствует о том, что не все меры, направленные на усовершенствование системы госуправления, дали ожидаемые результаты. До сих пор не завершена реорганизация (ликвидация) центральных органов исполнительной власти и правительственных органов», — говорится в отчете, подписанном министром юстиции Еленой Лукаш.
На сегодняшний день из 90 госорганов, деятельность которых подлежит прекращению, этот процесс завершен в 83. В семи еще проводятся меры по реорганизации и ликвидации: в частности, в Министерстве охраны окружающей природной среды, Главном управлении госслужбы, Госкомпредпринимательства, Госкомитете по делам национальностей и религий, Украинском институте национальной памяти, Госдепартаменте по вопросам банкротства, Госдепартаменте по делам гражданства, иммиграции и регистрации физлиц.
Украина не единственная, кто столкнулся с ростом числа чиновников в ходе реализации админреформ. В России, например, после одобрения федеральной программы «Реформирование государственной службы РФ (2003‑2005 гг.)», одной из главных целей которой была оптимизация состава госслужащих, число министерств сократилось с 23 до 16. Однако общее количество федеральных ведомств увеличилось с 58 до 85, а число госслужащих выросло с 1,133 млн до 1,5 млн человек.
Позже правительство России утвердило новую «Концепцию административной реформы», предполагавшую сокращение чиновников, но в январе 2013‑го президент России Владимир Путин признал, что, несмотря на все усилия, госаппарат разрастается еще большими темпами.
Украинский вариант
Эксперты неоднозначно оценивают промежуточные результаты административной реформы. «Один из первых шагов админре формы был связан с реорганизацией правительства и созданием более эффективной ор ганизации исполнительной власти. Может быть, как показала жизнь, какие-то направления нужно было преобразовывать не сразу», — считает директор Национального института стратегических исследований Андрей Ермолаев. По его мнению, реорганизация — это изменение не только численности госорганов, но и модели построения взаимоотношений, а также ответственности министерств, агентств, служб.
«Модель стала более четкой и понятной, нет двое- и троевластия, как это было раньше», — убежден собеседник. Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой указывает, что целесообразнее осуществлять дерегуляцию административных функций через устранение распорядительных и регулятивных функций органов власти по отношению к субъектам экономики.
«Нужно заменять их саморегулируемым рыночным и другими видами непрямого госрегулирования, — резюмирует эксперт. — Просто сокращать подразделения и увеличивать количество сотрудников одного из них — это мышиная возня. Ничего полезного для развития экономики в этом нет».