В интернете никто не догадается, что ты собака

Смею предположить, что большая часть населения представляет себе социологов как людей, которые бегают по квартирам с анкетами. Однако за последние годы методы опроса во всем мире существенно изменились.

Опросы «лицом к лицу» сначала сменились телефонными интервью, а потом и интернет-опросами: в 2009‑м 43 % заказов в мире приходились на интернет-опросы, 32 % — на телефонные и только 25 % — на обычные опросы в квартирах.

В Украине пока что доминируют последние (44 %), но и она движется в том же направлении: телефонные опросы составляют 33 %, а интернет-опросы — уже почти четверть всех интервью (23 %).

Развитие в этой сфере ограничивается тем, что интернетом пользуется лишь около 50 % взрослого населения Украины (в ряде стран этот показатель доходит до 80‑90 %).

Прелесть интернет-опросов состоит в том, что теоретически вам не нужны интервьюеры, типография для печати анкет, транспорт — вообще никто не нужен. Вы размещаете ссылку на сайт, где «висят» ваши вопросы, пользователи туда заходят, отвечают, данные автоматически обрабатываются. Через несколько часов вы туда заглядываете, и — о радость! — 3000 людей ответили на ваши вопросы.

К сожалению, если разместить на ка-ких‑нибудь популярных сайтах (скажем, «Синоптик», «Украинская правда» и т. п.) баннер с просьбой зайти на ваш сайт и ответить на вопросы, то ценность полученных результатов будет равна нулю. Это все равно, что интерактивные опросы, которые проводят телевизионные каналы: «да» — звоните на этот номер, «нет» — на тот.

Я давно и безуспешно с ними борюсь. Ведь звонят отъявленные добровольцы, мнение которых неизвестно как соотносится с мнением всех, кто видел эту передачу (или зашел на этот сайт), они не представляют даже аудиторию этой передачи, не говоря уже об обществе в целом.

Однажды мы сравнили результаты интерактивного опроса «5 канала» («Будут ли найдены убийцы Гонгадзе?») с обычным опросом. Вариант «они уже известны» в интерактивном опросе выбрали 86 %, а в обычном — 27 % (разница почти 60 %!).

Кроме того, размещая опросы на сайтах, мы не можем быть уверены в социально-демографических характеристиках тех, кто отвечает (школьники часто развлекаются, оставляя ответы за взрослых). На одной из юмористических картинок маленькая шавка подзуживает пса, сидящего за компьютером: «Давай, Тузик, пиши, в интернете все равно никто не догадается, что ты собака».

Более адекватный способ сбора данных в сети — когда из тех, кто отвечает на приглашение, формируют так называемую панель, отбирают группу людей с социально-демографическими характеристиками пользователей интернета.

Их характеристики проверяют, а ответы на вопросы оплачивают, переводя деньги на мобильный телефон. Такая панель называется «онлайн набранной панелью, или панелью с онлайн рекрутингом», ее реп-резентативность неизвестна, но результаты уже не бессмысленны и напоминают обычный квотный опрос.

Наиболее правильным методом интернет-опроса является панель, которую набирают в обычных репрезентативных интервью, приглашая участвовать всех, кто пользуется интернетом. Это так называемая офлайн набранная панель, она дает результаты действительно репрезентативные для пользователей всемирной паутины (см., например, http://inpoll.net).

Что меня смущает — как журналисты и население смогут разобраться, где реальные данные, а где лапша, которую им вешают на уши, если даже сейчас, когда все предельно просто, они часто считают опросы, проведенные по телефону в крупных городах Украины, репрезентативными для всей страны?

Повторюсь еще раз в надежде, что это поможет читателю разобраться. Полностью репрезентативными являются лишь опросы, проведенные с помощью офлайн набранной панели. Хуже, но приемлемы опросы, проведенные с помощью онлайн набранной панели.

Что же касается ответов на вопросы, висящие на сайтах, то эти данные (так же, как и результаты интерактивных опросов) являются полной чушью, шумом, который забивает мусором ваши мозги. Не обращайте на них внимания.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама