Напрасно искать новости в любимой утренней газете или в вечерней телепрограмме. Тем более не стоит пытаться найти их в завалах новостных агрегаторов. Там можно узнать лишь о том, что Юрий Луценко не собирается скрываться за границей. О том, что происходит в стране, из украинских СМИ не узнать никогда.
Ведь об этом ничего не знают журналисты, подготовившие за день тысячи информационных сообщений. 75 % офисных сотрудников узнают новости со страниц интернет-порталов. 29 % респондентов узнают о последних событиях из социальных сетей. Таковы данные опроса, проведенного летом этого года одним из кадровых порталов. Сложно сказать, насколько эти цифры соответствуют реальности в случае секретарш или менеджеров по продажам.
Но в случае с журналистами эти цифры однозначно занижены. Интернет практически на 100 % формирует информационную картину дня работника прессы. Именно в сети он находит в худшем случае информацию, в лучшем — информационные поводы.
Тот, кто может без ошибок переписать своими словами чужую новость, считается хорошим журналистом. Настоящим профессионалом является тот, кто умеет выловить «эксклюзив» из почтовых рассылок.
Эта интернет-зависимость журналистики в итоге формирует весьма своеобразную картину реальности, в которой начальник областной милиции куда менее значимый персонаж, чем общественный активист или блоггер. А финансовый эксперт пользуется гораздо большим доверием, чем председатель правления крупного банка.
Ежедневно в Украине случаются большие и маленькие «врадиевки». Но о них не знает никто, поскольку МВД не выкладывает свою сводку в интернет. Также нигде не прочитаешь о том, как живется работникам остановленных химзаводов Дмитрия Фирташа или кондитерских фабрик Петра Порошенко. Их рабочие не постят в Facebook, а значит, не создают информповодов. Вместо них информповоды для СМИ плодят Власенко, Чечетов и Ляшко.
Новости не Украины, а некой виртуальной страны мы видим днем на информационных порталах. Вечером мы смотрим их же в телевизоре, а утром читаем в свежей газете.
Традиционные СМИ превратились в интернет для тех, у кого нет доступа к сети. Тем не менее рецепт хорошего, полезного для читателя издания вовсе не секрет.
«Поменьше политической трескотни. Поменьше интеллигентских рассуждений. Поближе к жизни», — слова Владимира Ленина из его работы 1918 года и сейчас помогут сделать отличную газету или отличный телеканал. Но украинским журналистам этот рецепт не узнать никогда. Ведь у Ленина нет странички в Facebook.