6 сентября стартует очередная сессия Верховной Рады. Депутаты вернутся на работу после почти двухмесячного перерыва и проработают до 20 января 2017 года. Согласно официальному сайту парламента, сейчас на рассмотрении в парламентских комитетах находится более 15 тыс. законопроектов. Накануне начала работы парламента журанлисты решили опросить народных избранников, и определить 10 первоочередных направлений работы парламента.
1. Бюджет
Народные избранники ожидают увидеть в парламенте проект бюджета на 2017 год до 15 сентября, как того требует Бюджетный кодекс. Конечно, депутаты опасаются, что правительство Владимира Гройсмана будет работать как и его предшественники. Последние практиковали внесения проекта бюджета до 15 сентября (на самом деле речь шла лишь о получении регистрационного номера документа, что давало им основания говорить, что нормы законодательства выполнены), впоследствии отозвали его, вносили правки и передавали в сессионный зал уже в конце бюджетного года — «под елку».
Имеют парламентарии и другие основания для волнения. Говорят, до сих пор не одобрен отчет об исполнении бюджета за предыдущий, 2015 год, а также не принято бюджетную резолюцию на 2017 год (резолюция не подается в парламент последние два года), в которой должны быть определены основные макропоказатели, которые правительство должно отразить при подготовке проекта бюджета на следующий год. Последняя была внесена в Раду с опозданием на три месяца — в июне этого года.
«Парламент не принял бюджетную резолюцию, и теперь неизвестно, на каких показателях будет разрабатываться бюджет. Мы уже видим, что процесс подготовки этого документа фактически срывается. Поживем-увидим, но у меня почему-то такое ощущение, что у нас повторится ситуация прошлого года с подготовкой бюджета. Его внесут, потом отзовут, будто для доработки, а реально никакого документа не будет», — объясняет народный депутат от фракции «Батькивщина», член бюджетного комитета Иван Крулько.
2. Налоговая реформа
Уже в сентябре народные избранники ожидают, что правительство внесет в парламент проект закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. По информации из депутатского корпуса, правительственная налоговая реформа будет предусматривать упрощение администрирования налогов, избавит Государственную фискальную службу некоторых властных полномочий, а также может предусматривать рост некоторых ставок налогов.
«Для нас наиболее важными вопросами в этом законопроекте являются лишение Государственной фискальной службы несвойственных ей властных полномочий, то есть, чтобы в ДФС не было права на нормотворческую работу, издавать какие-либо разъяснения, письма, которые содержат какие-то новые нормы права и фактически толкуют закон, — рассказывает народный депутат от фракции „Самопомич“, член комитета по налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова. — Во-вторых, чтобы от ДФС на уровень Минфина забрать обобщающие консультации. В-третьих, забрать право администрирования реестров, баз и любых электронных систем, чтобы ДФС стала обычным пользователем — таким же, как и все остальные налогоплательщик. Четвертое — это реестр возмещения НДС. Наконец привести все это в один реестр».
По словам Остриковой, в рамках налоговой реформы планируется, наконец, ликвидировать налоговую милицию и создать Государственную службу финансовых расследований — орган, по аналогии с НАБУ. «Они (правительство — ред.) в 20-х числах сентября, в лучшем случае, внесут его в парламент, потом проработки в комитете, первое чтение, — это, как минимум, месяц-полтора. В результате мы получим, в лучшем случае, эту так называемую „малую налоговую реформу“ где-то в ноябре. Если мы сможем провести законопроект через парламент в ноябре, то у плательщиков будет хотя бы полтора месяца, чтобы ознакомиться, а не так, как всегда — два дня», — подчеркнула Острикова.
3. Обновление ЦИК
Срок полномочий 12 из 15 членов ЦИК истек еще в июне 2014 года. Однако президент внес представление на замену 11 представителей только в июне этого года. В результате дискуссий и «неугомонных аппетитов» вопрос так и не был вынесен на рассмотрение Рады еще до ее каникул. Следовательно, народные избранники ожидают с приходом нового политического сезона возвращение к вопросу обновления ЦИК.
«Это вопрос перегорел уже сто тысяч раз. Это не к нам, это к президенту. Президент у нас вносит (представление, — ред.) после консультации с фракциями. Президент, напомню, проконсультировался с фракциями, получил от них предложения», — поделился народный депутат от «Народного фронта», первый заместитель председателя комитета по вопросам правовой политики и правосудия Леонид Емец.
По его словам, НФ предложил три кандидатуры в ЦИК, а в представлении президента из них появилась только одна. "Там нет Магеры (действующий заместитель председателя ЦИК — ред.) не было, ни Онищенко (министр Кабинета Министров правительства Яценюка, ныне — заместитель министра юстиции Анна Онищенко, — ред.) не было. Если наши предложения были учтены таким образом, то, видимо, голоса нашей фракции не нужны для принятия решения«,- рассказывает Емец.
Следовательно, по словам парламентария, депутаты будут настаивать, чтобы вопрос рассматривался в Раде как одну из первоочередных.
4. «Прослушка» для НАБУ
Законопроект 4812, предусматривающий предоставление функций прослушивания Национальному антикоррупционному бюро, был внесен в парламент в июне этого года и получил положительное заключение профильного комитета по вопросам предотвращения и противодействия коррупции. Также законопроект подпадает под одно из требований Международного валютного фонда для продолжения сотрудничества с Украиной.
«На фоне недавней войны между Генпрокуратурой и НАБУ нам нужно усилить независимость Антикоррупционного бюро из-за принятия закона о возможности осуществлять автономную прослушку без привлечения СБУ. Это усилит возможность следователей Бюро привлекать к ответственности самых крупных коррупционеров в этой стране», — пояснила РБК-Украина нардеп фракции БПП Светлана Залищук.
5. Законопроект об очищении власти и снятия неприкосновенности с судьи Николая Чауса
Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам очистки власти (№ 2695) был внесен в парламент еще в апреле прошлого года, через год возвращен на доработку и только в июне 2016 года включено в повестку дня четвертой сессии Рады VIII созыва.
Законопроект «о люстрации» дает возможность люстрировать судей Конституционного суда, кандидатов в народные депутаты, работников органов местного самоуправления.
«Сегодня Конституционный суд рассматривает вопрос о люстрации, хотя шестеро судей, которые будут принимать решение, сами имеют непосредственную заинтересованность, чтобы этот закон был отменен, потому что имеют конфликт интересов», — объясняет Леонид Емец.
Уже на первой неделе работы Рада должна проголосовать за представление Генпрокуратуры за снятие неприкосновенности с судьи Днепровского района Киева Николая Чауса, который обвиняется в вымогательстве и получении взятки в размере 150 тысяч долларов за решение суда об условном отбывании наказания.
«Думаю, сюрпризов не будет. 150 тысяч долларов, банка — достаточно весомые аргументы для того, чтобы дать возможность арестовать и провести следственные действия», — пояснил Емец.
6. Внесение изменений в Конституцию в части децентрализации
Проект закона о внесении изменений в Конституцию Украины относительно децентрализации власти № 2217а был одобрен в первом чтении еще год назад — 31 августа 2015 года. Результатом голосования стали столкновения под парламентом оппонентов предоставления «особого статуса Донбасса» с правоохранителями, что закончилось смертями четырех нацгвардейцев, десятками раненых правоохранителей и десятками задержанных протестующих. Вопрос должен быть принят в целом до конца третьей сессии (февраля 2016 года), однако в январе 2016 года изменениями в регламент было разрешено принимать изменения к Конституции не только на следующей очередной сессии после голосования в первом чтении, но и на еще одной следующей очередной сессии.
Пока депутаты не заметили особой активности со стороны Банковой относительно необходимости вынесения на повестку дня изменений к Конституции в части децентрализации, а некоторые парламентарии объясняют, что выносить этот вопрос на рассмотрение уже невозможно из-за просрочки всех сроков, когда этот законопроект должен был быть одобрен.
«Я считаю, что ставить его сегодня в повестку дня, — неконституционно потому, что изменения в регламент были сделаны в неконституционный способ, и сами эти изменения являются неконституционными. Поскольку „следующая очередная сессия“ уже закончилась, то вносить его на повестку дня нельзя. И актуальность его ничтожна потому, что нам в Украине нужна децентрализация, а не то, что нам предложено в этом законопроекте», — рассказала вице-спикер парламента Оксана Сыроид.
7. Антикоррупционный суд и спецконфискация
О необходимости создания Антикоррупционного суда начали говорить еще с началом создания антикоррупционных органов — Национального антикоррупционного бюро, Государственного бюро расследований, Специализированной антикоррупционной прокуратуры, Нацагентства по предотвращению коррупции и тому подобное. Однако, дальше разговоров дело не заходило.
Депутаты считают, что система борьбы с коррупцией не сможет работать полноценно, пока не будет создан Антикоррупционный суд.
«Мы создали прекрасные антикоррупционные органы: нет антикоррупционного прокурора НАБУ, создаем Государственное бюро расследований. Но, когда дело доходит до суда, например, до такого маленького суда, как Соломянского районного в Киеве, в котором остались те же судьи, которые работали раньше, мы видим, что все эти большие расследования и большие дела подвергаются большой опасности быть погребенными под до сих пор нереформированной судебной системой», — объясняет Светлана Залищук.
8. Новое избирательное законодательство
В коалиционном соглашении, которое было одобрено в конце 2014 года, речь шла о необходимости изменения избирательной системы и наработки Избирательного кодекса. Соответствующее законодательство уже почти год как находится в парламенте, однако до сих пор ни не рассмотрен комитетами, ни не включено в повестку дня работы Рады.
«Наша проевропейская коалиция во главе со всеми лидерами проевропейских партий, пришедших в парламент, обещали Украине, что они изменят избирательную систему и, наконец, примут новый Избирательный кодекс с открытыми пропорциональными списками. Прошло почти два года, на самом деле, с начала работы нового парламента, а до этой темы даже не касаются», — рассказала Светлана Залищук.
Она считает, что в контексте все более частых разговоров о досрочных выборах, власти выгодно, чтобы они прошли по существующей смешанной системе. Ведь это позволит президенту увеличить численность его фракции за счет мажоритарщиков, как это происходило после выборов −2014.
9. Запрет выезда заграницу нардепов, в отношении которых внесено представление на привлечение к уголовной ответственности
В конце августа в парламенте появился законопроект 5038, целью которого является ограничение права народных депутатов на выезд заграницу, если относительно последних Генеральная прокуратура внесла представление на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест. Так, народные избранники собираются предупредить уклонение от ответственности и предупредить попытки скрываются от органов досудебного следствия народными депутатами.
10. Энергорынок
Этой осенью парламент должен вернуться к рассмотрению депутатского законопроекта № 2966-д, который регламентирует деятельность Национального регулятора в сфере энергетики и коммунальных услуг — НКРЕКП. В июле Верховная Рада провалила второе чтение законопроекта, отправив его в профильный комитет на доработку. Документ уже успел стать резонансным, поскольку сначала его положения предусматривали усиление роли президента при формировании кадрового состава Нацкомиссии. В частности, предлагалось, что глава государства будет утверждать кандидатуры членов НКРЕКУ, а выбирать их — специальная комиссия с представителями ВР, президента и Кабмина.
В этом народные депутаты увидели усиление роли президента, которому подконтролен регулятор и после длительных дискуссий эта норма была исключена из текста законопроекта. В сессионный зал До второго чтения 14 июля был вынесен законопроект, в котором предлагалось, что утверждать членов НКРЕКУ будет парламент. Однако предложенный компромисс депутатов не устроил. В сессионном зале прозвучали заявления о том, что нормы законопроекта все еще нарушают положения Конституции в части распределения полномочий органов власти по контролю за деятельностью регулятора и содержат коррупционные риски.
Важно понимать, что разделение функций контроля за кадровыми назначениями в Нацкомиссии — один из важнейших рычагов влияния на сферы энергетики и коммунальных услуг. Поскольку основные функции регулятора — тарифообразование и лицензирование деятельности субъектов отрасли.
За последние 16 лет парламент сделал уже десятую попытку принять профильный закон о деятельности регулятора. Этот документ необходим для того, чтобы прописать критерии независимости в работе НКРЕКУ и оградить его от политического давления, прежде всего, при формировании коммунальных тарифов.