Чуть более десяти лет назад Ичиро Акуто потребовалось все его красноречие, чтобы убедить банк выделить деньги на открытие маленького завода по производству виски. Сегодня его предприятие, включающее два крошечных перегонных куба, ютится в небольшом строении на холмах Титибу — в ста километрах к северо-западу от Токио. Несмотря на небольшой размах производства, виски Акуто получает восторженные отзывы от знатоков. Многие готовы заплатить сотни долларов — а иногда и больше — за бутылку односолодового виски из самой маленькой винокурни Японии.
Британский журнал Whisky Magazine неоднократно присуждал награды компании Акуто, Venture Whisky, а ее линейка односолодовых виски «Ichiro’s» в настоящее время успешно соперничает с продукцией более крупных и известных японских брендов Suntory и Nikka.
В этом году Акуто выиграл первый приз в категории японского односолодового виски на конкурсе World Whiskies Awards. Акуто связывает одержимость Японии виски с богатой историей приготовления сакэ. Он говорит: «Мы любим доводить до совершенства искусство изготовления различных вещей. Можно сказать, мы помешаны на этом. Такое стремление естественным образом переносится и на виски».
В случае с Акуто это сравнение особенно уместно. Более 300 лет их семейная винокурня занималась производством сакэ. После окончания Второй мировой войны его дед получил лицензию на перегонку. Отец Акуто продолжал пробовать себя в приготовлении виски, используя два дистиллятора, купленных в Шотландии. Компания производила около 400 бочек виски в год. К 2000 году экономический кризис и снижение потребления сакэ вынудили семью продать винокурню. По интересному стечению обстоятельств именно расставание с семейным бизнесом стало началом успешной карьеры Ичиро Акуто — он договорился с новыми владельцами и забрал ненужные им бочонки виски и перегонные кубы.
В 2008 году Акуто основал Venture Whisky, а на следующий год выпустил свою первую марку алкогольного напитка — Ichiro’s Vintage Single Malt 1988. Большая часть доставшихся ему запасов виски стала основой «карточной» серии, отмеченной призами. Каждая бочка получила название соответствующей игральной карты. Виски был реализован сразу после поступления в продажу. В отдельных случаях энтузиасты были готовы заплатить десятки тысяч иен. Сегодня некоторые бутылки из серии считаются коллекционными.
Другим важным достижением Акуто стала продажа из семейных запасов бутылки односолодового Karuizawa 1960 года за 118,5 тыс. долларов на аукционе в Гонконге (рекорд для японского виски). Проданная на аукционе Bonhams бутылка была одной из 41 существующих. Именно виски, сваренный на винокурне Титибу, укрепляет статус Японии в качестве лидера рынка алкогольных напитков. Его стоимость колеблется от нескольких до сотен тысяч иен за бутылку.
Основная часть сырья поступает из Норфолка. Компания также закупает ячмень в Германии и Шотландии, однако его торфяные нотки сначала не понравились японским потребителям, привыкшим к более легким, цветочным букетам. Кроме того, Акуто экспериментирует с местным ячменем. В случае успеха на рынке появится истинно японский виски.
В прошлом году компания выпустила 90 тыс. бутылок. Примерно половина пошла на экспорт — в Великобританию, Францию и на Тайвань. Кроме того, начались поставки в США.
Специалист по бренду Venture Юми Ёшикава говорит: «Если бы мы старались сделать сбалансированный, мягкий виски, то неизбежно столкнулись бы с конкуренцией со стороны Suntory и Nikka. Но мы поступаем наоборот — выпускаем виски с характером. Так мы удерживаем нашу долю на рынке».
Любовь к виски заставила ее за последние пять лет посетить 70 винокурен по всему миру в поисках новых вкусов. Самые ценные сорта в коллекции Venture созревают в 4 тыс. бочек. Раньше в них хранился херес из Испании и Португалии, вино из Франции и бурбон из США. Бочки для остального виски изготавливаются прямо на производстве — в собственной мастерской компании. Японский дуб придает напитку новые необычные ароматы.
Жаркое влажное лето и холодная зима идеально подходят для производства виски, а температурные колебания усиливаются горным местоположением города. «Все это помогает глубокому созреванию», — говорит Акуто.
Большое количество международных наград, присвоенных японским сортам виски, подчеркивает значительный путь, который отрасль сумела преодолеть с тех пор, как Масатака Такетсуру открыл первый перегонный завод Yamazaki в 1923 году. Начиная с 1990-х годов в Японии виски все чаще стали добавлять в состав коктейлей или употреблять разбавленным в барах.
Винокурня в Титибу, пожалуй, лучше всего подходит под определение подлинно японской. Ее штат составляет всего 14 человек, средний возраст которых — 30 лет. Акуто сравнивает свое предприятие с тощим борцом сумо, который, не имея возможности напрямую противостоять своим конкурентам, должен полагаться на безупречную технику и азарт. Акуто говорит: «Мы не конкурируем с большими компаниями. Можно сказать, что мы создаем собственный, эксклюзивный стиль сумо и держим больших парней за его пределами».
У Акуто амбициозные планы по развитию компании — увеличение продаж на 10% и расширение помещений. Но он не имеет ни малейшего желания продавать свой виски в супермаркетах или магазинах шаговой доступности. Вместо этого поклонникам напитка придется покупать его через интернет, непосредственно у специализированных поставщиков или в элитных магазинах.
Он говорит: «Наш виски относительно дорогой, и предназначен для медленного и размеренного употребления». Его очередная масштабная задумка — сделать виски с десятилетней выдержкой к токийской летней Олимпиаде 2020 года. Кроме того, Акуто планирует выпустить 30-летний односолодовый виски, целиком изготовленный в Титибу. И, если верить отзывам, этих сортов стоит дождаться.
Источник: Insider.pro по материалам Guardian