На сайте Верховной Рады обнародован проект бюджета на 2017 год, принятый правительством и переданный в парламент в минувший четверг, 15 сентября, как это и предусмотрено законодательством. Документ сформирован с учетом роста доходов общего фонда почти на 15%, и увеличением расходов на около 16%. Соцстандарты правительство планирует повысить в следующем году дважды — в мае и декабре. В целом по году социальные параметры вырастут всего на 10%, а объем финансирования субсидий — на 26%.
Уже в среду, 21 сентября, в сессионном зале начнутся первые бюджетные дебаты. Депутаты прогнозируют, что бюджет-2017 будет принят не раньше декабря.
На чем заработаем
Несмотря на то, что проект бюджета на 2017 год был принят Кабинетом министров и передан в парламент вовремя, текст законопроекта появился только в понедельник в первой половине дня. До этого документу был присвоен лишь номер регистрации — 5000.
«Передача бюджета в Верховную Раду, сродни отправки ребенка в школу на 1 сентября. Вроде уже и за порогом, и причесали по несколько раз, но бантики лучше поправить», — говорит собеседник в правительстве, объясняя задержку с публикацией текста документа.
Согласно документу, доходы госбюджета составят 706,26 млрд гривен. Это на 17,3% или 104,4 млрд гривен больше, чем заложено в 2016 году. Поступления в общий фонд превысят 653 млрд гривен (+14,8%). Расходы, по оценкам правительства, увеличатся почти на 15% — до 775,26 млрд гривен, общего фонда — на 15,6% до 719,95 млрд гривен. Бюджет сверстан с дефицитом 77,5 млрд гривен или 3% от ВВП, что является одним из «маяков», выставленных МВФ, поэтому Минфину было необходимо балансировать доходную и расходную части казны именно в этих пределах.
Весь бюджет рассчитан, исходя из реального роста ВВП в 3%, инфляции в 8,1%. Курс гривны к доллару составит 27,2 грн/1 доллар.
«Указанный сценарий предусматривает успешное и быстрое реформирование экономики, что будет проводится при поддержке международного сообщества», — говорится в пояснительной записке к проекту бюджета.
Премьер-министр Владимир Гройсман последний месяц неоднократно делал акцент на том, что в его бюджете расходы будут подкреплены реальными доходами. В частности, наибольший рост отчислений по сравнению с текущим годом правительство ожидает от внутреннего акциза — 65,3 млрд гривен (+23,8%).
Отчасти это объясняется тем, что обещанная индексация в 12% была проигнорирована. А Минфин заложил рост ставок на алкогольную и табачную продукцию на уровне 20% и 30%, соответственно. Внутренний НДС плюс возмещение налога ожидается в пределах 82,3 млрд гривен, импортный НДС — 199,4 млрд гривен. В тоже время, заложенный в проект бюджета доход от спецконфискации не подкреплен действующим законодательством. Кабмин только принял соответствующий проект и ожидает, что реализация норм принесет в казну 3 млрд гривен.
В 2016 году правительство Арсения Яценюка уже закладывало доходы в 8 млрд гривен, однако бюджет получил лишь около 100 тыс. гривен. Следует отметить, что доход от спецконфискации является источником финансирования спецфонда госбюджета. Эти средства, в частности, должны пойти на господдержку сельхозпроизводителей, в Фонд регионального развития, реализацию мер по повышению обороноспособности и безопасности. Кроме того, в проекте бюджета предполагается получить около 4,3 млрд гривен от ренты на добычу янтаря. В документе указано, что это станет доходом местных бюджетов. Однако, законопроект по легализации добычи янтаря не то, что не подан в Верховную Раду, он даже не доработан в Минфине.
«На фракции мы неоднократно просили правительство не закладывать доходы под недействующие и непринятые нормы. Поэтому уже есть вопросы, — говорит глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина (БПП). — Кроме того, откуда такой рост по налогу на прибыль (с местными бюджетами более 63 млрд гривен, — ред.), когда бизнес показывает убытки?».
Однако член бюджетного комитета Олег Медуница («Народный фронт») уверен, что рост поступлений от налога на прибыль заложен адекватный. Для бизнеса в 2016 году был существенно снижена ставка ЕСВ, поэтому предприятия могут показать увеличение прибыли.
«Все еще пока изучают проект, но у меня есть уже одно предложение по увеличению доходов на 0,5 млрд гривен. Я предлагал Кабмину ввести акциз на метан. Почему не предусмотрели, буду выяснять, так как на пропан акциз есть», — добавил Медуница.
Куда потратим
В проекте бюджета правительство закладывает рост социальных стандартов на 10%. Минимальная зарплата в 2017 году будет повышать дважды: с 1 мая на 84 гривен — до 1684 гривен и с 1 декабря еще на 78 гривен — до 1762 гривен. Прожиточный минимум для нетрудоспособных лиц, который, по сути, является основой для определения минимальной пенсии, увеличится с 1247 гривен до 1312 гривен и к концу 2017 года составит 1373 гривен.
Правительство предлагает Верховной Раде до конца 2017 года продлить ограничения по ряду пенсионных норм. В частности, речь идет о том, что максимальный размер пенсий не может превышать 10 прожиточных минимумов (ПМ) для нетрудоспособных. При этом за основу берется ПМ, установленный законом о госбюджете на 1 сентября 2015 года, то есть 1074 гривны. Соответственно максимальная пенсия до 31 декабря 2017 года не должна превышать 10,74 тыс. гривен. Кроме того, остаются замороженными пенсионные выплаты и пожизненное денежное содержание для депутатов, судей, прокуроров, бывших членов правительства. Сохраняются и ограничения на выплаты пенсий для работающих пенсионеров. Эта категория граждан может претендовать лишь на 85% пенсионных выплат.
Стоит отметить, что общие расходы Минсоцполитики, в том числе и общегосударственные, вырастут на 8,3%. Львиную долю финансирования здесь занимает Пенсионный фонд. Дотации на выплату пенсий и покрытие дефицита в ПФУ превысят 156 млрд гривен. Это на 7,3% больше, чем в 2016 году. Объем субсидий составит 50,68 млрд гривен (+25,8%).
Расходы на оборону, как и просил президент составят 5% от ВВП. В эту статью расходов попадает от Минобороны до СБУ. В частности, по Минобороны объем финансирования составит 61,7 млрд гривен, что почти на 21% больше, чем в этом году. МВД получит 41,38 млрд гривен (+11%). Рост финансирования предполагается для всех ведомств, находящихся в подчинении МВД, кроме Нацгвардии. Для нее расходы заложены на 1,4% меньше, чем в 2016 году — 8,5 млрд гривен. Неожиданной, в условиях подготовки планов по приватизации и закрытию шахт, в статье расходов оказалась сумма в 1 млрд гривен, предполагаемая Кабмином на поддержку угледобывающих предприятий. В текущем году заложен объем поддержки составляет 250 млн гривен.
Уже в среду, 21 сентября, в сессионном зале стартуют бюджетные дискуссии. По мнению замглавы бюджетного комитета Виктора Кривенко (БПП), принятия проекта бюджета в целом стоит ожидать только к ноябрю.
«Есть вопросы к бюджету. Пока я не вижу финансирования экспортно-кредитного агентства. Я буду настаивать на финансировании работ по углублению Днепра в районе Днепродзержинска, — пояснил Кривенко. — У нас каждый год такая странная ситуация, когда члены Кабмина голосуют за проект бюджета на заседании правительства, а потом приходят к нам и говорят, какие они бедные и несчастные, и как им нужно увеличить финансирование. Поэтому дискуссии — впереди».
Нина Южанина также уверена, что работа над бюджетом продлится не менее, чем два месяца. А Олег Медуница все же прогнозирует принятие главного финансового документа страны в середине декабря.
Подробное сравнение показателей госбюджета-2017 с текущими параметрами — в таблице.
Всегда поражалась умению прописывать в бюджете страны деньги, которых нет и не факт, что будут. Так же и со спецконфискацией. Даже если закон примут, кто вообще купится на то, что эти деньги попадут строго в бюджет и осядут там, а не просочатся через коррупционные дыры???
Господа с какой стати Вы ставите расходную част больше доходной в бюджете страны? ПРОТЯГИВАЙТЕ НОЖКИ ПО ОДЕЖКЕ! Все что Вы увеличиваете на 150 и 77, 3 % можно сохранить в прежних размерах почему ВЫ ЗАРАНЕЕ ЗАКЛАДЫВАЕТЕ УБЫТОЧНЫЙ БЮДЖЕТ кому то это выгодно?
БЮДЖЕТНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ. Главной проблемой бюджета является то, что в нем заложено 3% роста ВВП. В нынешней ситуации, а это мертвый внутренний рынок (нулевая покупательность населения), бездействующий малый и средний бизнесы, отсутствие базы для трудоустройства населения, больше предвидится падение ВВП, а не его рост.