Министерство финансов совместно с Нацкомиссией по ценным бумагам и фондовому рынку готовит проект положения, регламентирующего новые условия отбора и работы первичных дилеров на рынке ОВГЗ. «Минфин является активным игроком на рынке ОВГЗ. Каждый вторник мы проводим аукцион. А накануне — по понедельникам — проводим конференц-колы с первичными дилерами и оцениваем ситуацию на рынке. Сейчас мы с НКЦБФР активно работаем над переформатированием института первичных дилеров. Рассматриваем, например, возможность допуска больших небанковских учреждений», — сообщил заместитель министра финансов Юрий Буца в ходе Ukrainain Financial Forum, организованного группой ICU.
В Минфине рассчитывают, что новые правила примут до конца года. «Я думаю, через один-два месяца мы выйдем на драфт. А сейчас мы с комиссией обсуждаем критерии», — уточнил Юрий Буца.
Одновременно в Минфине планируют внедрить институт маркет-мейкеров на рынке ОВГЗ. Член НКЦБФР Дмитрий Тарабакин считает, что ими могут стать три-четыре участника, которые будут участвовать в торгах по четырем выпускам (на 6, 12, 24 и 36 месяцев) каждый день по четыре часа: с 11:00 до 15:00. Спред — не более 2%. Этот институт оживит вторичный рынок ОВГЗ, что позволит определять стоимость привлеченного финансирования в зависимости от реальных цен на госбумаги. «Сейчас спред по ОВГЗ составляет 3%. Это очень много», — говорит Дмитрий Тарабакин.
Открытым остается вопрос, кто и сколько будет платить маркет-мейкерам за их услуги. «Подобный институт был на „Украинской бирже“, тогда маркет-мейкерам платила биржа. Сейчас одним из механизмов компенсации может стать право проводить дополнительный аукцион в этот же день или на следующий день, чтобы докупить нужный объем ОВГЗ. Например, банк поставил заявку на покупку определенного объема ОВГЗ, но ставка отсечения была ниже, и банк не смог купить нужный объем. На дополнительном аукционе он сможет докупить ОВГЗ по стоимости отсечения», — пояснил Дмитрий Тарабакин. Кроме того, биржи могут ввести плату за торговлю ОВГЗ. «Тогда у них появится дополнительный доход, часть из которого они могут направить на оплату услуг маркет-мейкеров», — считает он.
Требование МВФ
Институт первичных дилеров появился в Украине по требованию МВФ. Соответствующее положение было принято 14 апреля 2009 года. До этого участвовать в аукционах Минфина и покупать у него гособлигации мог любой банк. С 2009-го право работать напрямую с Минфином получили лишь банки, имеющие лицензию на торговлю ценными бумагами, чей уставный капитал составлял не менее 10 млн евро в эквиваленте, а объем торгов облигациями — не менее 1 млрд грн.
Первичные дилеры обязаны выкупать у Минфина не менее 3% от общей эмиссии ОВГЗ каждые полгода и поддерживать ликвидность долговых бумаг на вторичном рынке — не менее 3% рынка.
Последний раз Минфин пересматривал список банков — первичных дилеров 10 декабря 2014 года. Однако из двадцати учреждений сейчас всем требованиям соответствуют лишь десять: три госбанка (Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк), УкрСиббанк, ОТП Банк, Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, Универсал банк, ПУМБ, «ИНГ Банк Украина».
Банки «Надра», «Финансовая инициатива», «Хрещатик», Дельта и Фидобанк выведены с рынка. Банки с российским капиталом — ВТБ Банк, Сбербанк и Проминвестбанк — летом 2015-го лишились лицензии на торговлю ценными бумагами, поскольку подконтрольны акционерам из страны-агрессора. А уставный капитал Ситибанка (120 млн грн) и Диамантбанка (210 млн грн) не отвечает критериям Минфина.
«Причем даже из этих десяти не все выкупают требуемый объем в 3% от общей эмиссии. Раньше не было возможности ее соблюдать: Минфин устанавливал нерыночные ставки по ОВГЗ, поэтому банки не были готовы покупать бумаги по такой цене», — объясняет Дмитрий Тарабакин. Еще одна причина слабого интереса к эмиссии госбумаг — лимиты на их покупку в банках с иностранным капиталом. «Мы рассчитываем, что по мере восстановления украинской экономики эти лимиты будут увеличиваться, и банки с иностранным капиталом станут активными игроками на рынке ОВГЗ», — верит Юрий Буца.
Еще в феврале Артем Шевалев, который тогда был заместителем министра финансов, заявлял о грядущей отмене института первичных дилеров и допуске к работе на первичном рынке ОВГЗ всех желающих банков. «Институт первичных дилеров отжил. Через две-три недели прибудет миссия МВФ, и этот институт будет отменен», — говорил он 15 февраля. Но через три недели ничего не произошло. «Работа по реализации этой идеи велась. И НКЦБФР ее поддерживала. Но предыдущая команда во главе с Натальей Яресько не успела завершить начатое. А новая команда, видимо, решила по-своему», — рассказал собеседник на финансовом рынке.
Прямой интерес
В НКЦБФР намерены прописать новые требования таким образом, чтобы количество первичных дилеров не превышало двадцати. «И Нацбанк, и Минфин не очень хотят, чтобы к первичным аукционам были допущены все желающие», — пояснил Дмитрий Тарабакин. Но концепция работы дилеров изменится. «Сейчас они агрегируют все заявки и подают их от своего имени. Это неправильно. Мы хотим, чтобы первичные дилеры ретранслировали заявки, которые поступают от их клиентов. Это добавит рынку прозрачности, а Минфин будет видеть, какие котировки выставляют клиенты», — говорит Дмитрий Тарабакин.
Также в комиссии обещают упразднить требование по обязательному выкупу минимального объема ОВГЗ. «Некоторые банки, с которыми мы общаемся, заинтересованы стать первичными дилерами, но не хотят ими становиться, пока есть эта норма», — отмечает Дмитрий Тарабакин.
В банках с иностранным капиталом признают: их интерес к ОВГЗ растет. «После того как Нацбанк оставил в своей линейке только короткие депозитные сертификаты, часть ликвидности банков переместилась в ОВГЗ. Сейчас начали пользоваться популярностью более длинные инструменты — двух- и трехлетние бумаги. Пользуются спросом и ОВГЗ, номинированные в валюте», — говорит руководитель отдела операций на фондовом рынке ОТП Банка Олег Сердюк.
А вот для небанковских учреждений будут установлены требования к размеру минимального уставного капитала. «За основу мы взяли требования к капиталу в директиве ЕС „O рынках финансовых инструментов“ (MIFID) — 730 тыс. евро, что сейчас составляет чуть менее 22 млн грн», — пояснил Дмитрий Тарабакин.
Из нынешних активных торговцев ОВГЗ (ими торгуют на ПФТС и «Перспективе») требуемый капитал есть только у финансовой компании «КУБ» (30,02 млн грн). «Мы, конечно же, хотели бы иметь возможность покупать ценные бумаги напрямую у эмитента», — говорит директор ФК «КУБ» Константин Шевчук.
Немного недотягивает до нужного уровня компания «Инвестиционный капитал Украина» (капитал — 20,5 млн грн), которая входит в группу ICU. «Мы готовы стать первичными дилерами: нам интересно работать с Минфином напрямую. Мы покупаем ОВГЗ как для себя — в портфели ИСИ и НПФ, так и для наших клиентов», — говорит управляющий директор группы ICU Константин Стеценко.
Среди лидеров торгов ОВГЗ также находится компания «Универ Капитал», но ее уставный капитал составляет всего 8,4 млн грн. И если НКЦБФР установит минимальные требования к этому показателю, компании придется докапитализироваться. «Чтобы понять, интересно нам быть первичными дилерами или нет, необходимо понимать, какие преимущества и „бонусы“ они получат», — отметил президент ИГ «Универ» Тарас Козак.
Он уточнил, что комиссия при покупке на вторичном рынке ОВГЗ у первичного дилера невысокая, поэтому ценовой фактор не будет для них решающим. «Если предложенные условия нас заинтересуют и нам это будет выгодно, мы, конечно же, увеличим уставной капитал до необходимого уровня. Но в целом я считаю, что институт первичных дилеров уже устарел. К аукционам нужно допускать всех желающих. У всех участников должны быть равные права», — говорит Тарас Козак.