Российская сеть продовольственных супермаркетов «Перекресток» уходит из Украины. Об этом рассказали «Капиталу» сразу пять источников: два бывших сотрудника компании, арендодатель и два инвестбанкира. Х5 Retail Group N. V. ведет переговоры с потенциальными покупателями своих украинских активов и должна все продать максимум за год, говорят собеседники издания.
По информации одного из инвестбанкиров, компания рассматривает возможность продажи юрлица, на которого зарегистрирована сеть, или переуступить права аренды и продать товарные остатки и оборудование.
Руководитель пресс-служ-бы и PR-проектов X5 Retail Group N. V. Владимир Русанов сообщил, что к ним поступают разные предложения по украинским магазинам и компания готова их рассматривать. «Если примем какое-то реальное решение, обязательно официально объявим. Пока же все магазины принадлежат Х5 и работают в обычном режиме», — подчеркнул он.
Сейчас «Икс 5 Ритейл Груп Украина» (которая принадлежит Х5 Retail Group N. V.) в Украине управляет десятью супермаркетами «Перекресток» и одним магазином у дома «Перекресток Экспресс», которые расположены в Киеве и области.
Стоимость этого бизнеса, по оценкам управляющего партнера консалтинговой компании Retainet Александра Ланецкого, может составить $ 5‑10 млн.
Уступая лишь сети дискаунтеров «Магнит», X5 Retail Group является вторым по обороту ритейлером в России. Кроме «Перекрестков», компания развивает сети «мягких» дискаунтеров «Пятерочка», гипермаркетов «Карусель».
47,86 % X5 Retail Group принадлежит «Альфа-Групп», 16,35 % — Андрею Рогачеву, Александру Гирду, Игорю Видяеву и Татьяне Франус, 35,71 % акций находится в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже.
С Украиной не заладилось
Первый магазин в Украине Х5 открыла еще в 2004 г. Около трех-четырех лет сеть расширялась, но в 2008 г. рост приостановился. С тех пор компания предприняла еще две попытки завоевать украинский рынок: в 2012 г. заявила, что готова возобновить работы по расширению сети, а весной 2013 г. начала выводить на украинский рынок успешный в России формат — дискаунтер «Перекресток Экспресс». Но в результате был открыт только один такой магазин.
Продажи X5 Retail Group падают, говорит директор российской инвестиционной компании Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. Он предполагает, что компания хочет сфокусироваться на приоритетном направлении — российском рынке.
Согласно официальному отчету X5 Retail Group, в III квартале консолидированная чистая розничная выручка компании выросла на 6,6 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 123,5 млрд рублей ($ 3,8 млрд). Но если учитывать только магазины, которые работали год назад (like-for-like), то продажи сети за это время снизились на 1,7 % относительно июля-сентября 2012 г.
В текущем году X5 Retail Group уступила первое место по выручке на российском рынке своему конкуренту — сети «Магнит». Ее продажи за девять месяцев 2013 г. составили 417,06 млрд руб. ($ 13 млрд), что на 30,6 % больше по сравнению с январем-октябрем 2012 г.
Тяжелый бизнес
«Перекресток» — это единственная российская продовольственная сеть, которая еще работает в Украине, рассказывает Александр Ланецкий. В 2007 г. бизнесмены из Санкт-Петербурга Борис Волчек (25 %), Дмитрий Троицкий (23,33 %), Дмитрий Коржев (23,33 %) и эстонец Хиллар Тедер (23,33 %) открыли в Украине первый гипермаркет сети «О’кей». Но осенью того же года российские партнеры ушли из проекта и Тедер стал единственным владельцем сети. В 2009 г. он закрыл все магазины сети.
В 2008 г. с украинского рынка ушла российская продовольственная сеть «Патерсон», которая продала свои три универсама «Еко-Маркету», в 2009 г. магазины в Украине закрыла сеть гипермаркетов «Вестер». «Даже московский рынок менее конкурентен, чем киевский», — пояснил причины ухода российских ритейлеров из нашей страны Александр Ланецкий, добавив, что средние наценки в российских сетях составляют 30 %, тогда как в магазинах украинских сетей они ниже — около 20 %.
Совладелец продовольственных сетей «Таврия-В» и «Космос» Борис Музалев утверждает, что 80 % в товарообороте занимает продукция, на которую устанавливаются минимальные розничные наценки, а это не дает сетям возможности зарабатывать.
Как уже ранее писал «Капитал», чтобы увеличить прибыль, в нынешнем году сети активно расширяют ассортимент товаров, выпущенных под собственным брендом (private label). Но, по словам Бориса Музалева, это не всегда помогает, и в сентябре его сети понесли убыток. «Россияне в шоке от того, как мы тут работаем», — отметил он.
Сеть может заинтересовать покупателей
X5 Retail Group приняла правильное решение уходить из Украины, считает Алексей Кривошапко. Он поясняет: украинская сеть из 11 магазинов не играет большой роли для группы X5, но забирает время и ресурсы менеджмента компании. «Им нужно было либо покупать крупного игрока, либо закрывать сеть», — уверен собеседник.
Магазины сети «Перекресток» расположены в хороших местах и могут быть интересны украинским ритейлерам, полагает Александр Ланецкий. Он допускает, что заинтересоваться сетью могут крупные национальные и некоторые региональные сети.