С начала года два раза поднимался тариф на электроэнергию для населения. Это происходило в соответствии с планом, утвержденном Национальной комиссией по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) еще в 2015 году.
Документ предусматривает, что с апреля 2015 по март 2017 года в пять этапов будут повышены тарифы для населения, чтобы ликвидировать так называемое перекрестное субсидирование — дотации населению за счет бизнеса и промышленности.
Цена электричества за это время вырастит с 0,36 грн до 1,23 грн за кВт*ч. Эти повышения давно запланированы, предсказуемы и аргументированы. До Революции украинцы платили самую низкую цену за электроэнергию в Европе. Но, за этот же период НКРЭКУ три раза повышала тариф на электроэнергию для промышленности. Сейчас максимальный тариф для не бытовых потребителей достиг почти 2 грн за кВт*ч. С начала года он вырос на 25%.
Квазирынок
Как работает схема платежей в украинском рынке? Все платежи потребителей, имеющих разные тарифы, сходятся к распорядителю расчетов — в госпредприятие «Энергорынок». В 2015 году его оборот составил почти 110 млрд грн. Из общего котла деньги распределяются между игроками рынка: дистрибуционными и генерирующими компаниями. При этом каждый вид генерации имеет свой тариф.
Сейчас украинский рынок электроэнергии полностью зарегулирован. Тарифы устанавливает НКРЭКУ. Комиссию возглавляет Дмитрий Вовк, назначенный на эту должность президентом Петром Порошенко в конце 2014 года. Вовк полностью подконтролен главе государства.
Основными игроками на рынке являются госкомпания «Энергоатом» и энергохолдинг ДТЭК Рината Ахметова. При этом атомная электроэнергия госкомпании обходится рынку в три раза дешевле электроэнергии ДТЭК.
Четыре государственные АЭС производят 50-55% всей электроэнергии в стране. Из 14 украинских ТЭС холдинг Ахметова контролирует 9, одна из которых — Зуевская, — находится на неконтролируемой территории Донбасса. Ее генерация в украинском Энергорынке не учитывается.
ДТЭК обеспечивает около 30% всей украинской электроэнергии, а в тепловой генерации его доля превышает 70%.
Государственная компания «Центрэнерго» в тепловой генерации имеет долю рынка 20-25%. Остальное генерирует компания «Донбассэнерго», принадлежащая Игорю Гуменюку и Сергею Кузяре. Одна из двух ТЭС этой компании — Старобешевская, — также находится на неконтролируемой территории.
Новая формула оптовой цены
Весь 2015 год Дмитрий Вовк вместе с тогдашним министром энергетики Владимиром Демчишиным боролись с монополией Ахметова. Вовк и Демчишин вместе работали в компании по управлению активами «Инвестиционный капитал Украины» (ICU), обслуживавшей бизнес Порошенко. На тот момент ее совладельцем была Валерия Гонтарева, нынешний руководитель Нацбанка.
Однако с апреля НКРЭКУ ввела новую методику расчета Оптовой рыночной цены (ОРЦ) на электроэнергию. ОРЦ — базовый показатель в расчете тарифов для производителей и потребителей. Риторика регулятора изменилась на прямо противоположную. Раньше глава НКРЭКУ утверждал, что тариф для тепловой генерации завышен. Теперь он настаивает том, что ТЭС недофинансированы.
«Мы изменили философию от затраты-плюс (цена на уголь), в которых не могли найти согласия, к привязке на международные цены на уголь», — говорил в интервью Дмитрий Вовк после принятия решения о новой методике расчета ОРЦ. Согласно новой методике, в тариф для тепловой генерации заложена стоимость угля на бирже в Роттердаме с учетом его доставки в Украину.
Скандальный Роттердам
Индекс цены угля API2 в Роттердаме, к которому привязан тариф, меняется еженедельно и косвенно зависит от мировых цен на нефть. В первом полугодии, цена угля, рассчитанная по формуле «Роттердам плюс», составляла около 1500 грн за тонну.
Однако из-за повышения мировых цен на нефть, стоимость других углеводородов также пошла вверх, хоть и с опозданием на несколько месяцев. В октябре за одну тонну угля на Роттердамской бирже давали более $80.
Источник: данные американского агентства Barchart
По словам бывшего члена НКРЭКУ Андрея Геруса, индекс API2 вырос настолько, что цена угля, заложенная в тариф, теперь составляет 2200 грн за тонну. НКРЭКУ учтет это повышение в следующем году. Согласно методологии Регулятора, в тариф для ТЭС закладывается средний показатель цены угля в Роттердаме за последние 12 месяцев.
С самого внедрения новой методологии и до сегодняшнего дня формула «Роттердам плюс» не работала полноценно. Дело в том, что еще во время борьбы с ДТЭК Демчишин и Вовк утвердили решение, в соответствии с которым тариф для тепловой генерации начисляется по остаточному принципу. Сначала деньги «Энергорынка» распределяются между всеми игроками и лишь после этого остаток начисляется тепловой генерации в зависимости от выработки. Другими словами, несмотря на то, что формула «Роттердам плюс» предполагала расчет тарифа исходя из цены в 1500 грн за тонну угля, ТЭС получали тариф, в который была заложена цена в 1300 грн за тонну. В ГП «Энергорынок» просто не было средств, чтобы начислить тепловой генерации тариф в полном объеме.
Для формирования тарифа не важно, по каким ценам генкомпании закупают уголь в Украине. Методика предполагала, что украинский уголь будет закупаться ниже цены, заложенной в тарифе, а импортный уголь, необходимый для замещения донбасского антрацита — гораздо дороже.
Однако с каждым повышением тарифа для потребителей, объем денежной массы в «Энергорынке» растет. А значит растет сумма, распределяемая на тепловую генерацию. В первую очередь, для самой крупной компании — ДТЭК.
Зависимость роста тарифа для ТЭС от роста тарифа для потребителей наглядно видна в динамике:
Источник: данные ГП «Энергорынок» и НКРЭКУ
С начала года тариф для тепловой генерации вырос с 0,94 до 1,66 грн за кВт*ч. Примечательно, что в первые месяцы ТЭС имели маленькую долю в общей выработке и небольшой тариф. Но, начиная с лета, выработка тепловой генерации начала увеличиваться. В ДТЭК и НКРЭКУ это поясняют выходом в неплановые ремонты блоков АЭС. В июле был пик нагрузки на ТЭС, а значит пик их заработка — 4,8 млрд грн, 75% из которых получил ДТЭК.
В этом же месяце произошло повышение тарифов для промышленных потребителей, что позволило наполнить рынок деньгами и немного увеличить тариф для «тепловиков». Согласно данным ДТЭК и «Цэнтрэнерго», в то время как общая доля тепловой генерации с начала лета росла, доля государственного производства в ней падала.
Падение выработки госкомпании объясняется тем, что ее энергоблоки останавливались из-за отсутствия топлива. Две из трех ТЭС «Центрэнерго» работают на антраците. Большая часть добывающих его шахт сконцентрирована в ДТЭК на предприятиях «Ровенькианатрацит» и «Свердловантрацит», расположенных на неконтролируемой территории.
Отсюда видно, что главным бенефициаром схемы по увеличению тарифов стал ДТЭК Рината Ахметова. В ДТЭК акцентируют внимание на том, что средний тариф для ТЭС с начала года составляет 1,1 грн за кВт*ч.
«Что касается текущих изменений мировых цен на уголь, то они могут быть учтены в тарифе ТЭС не ранее 2017 года», — говорит руководитель дирекции по коммерческой деятельности «ДТЭК Энерго» Дмитрий Маляр.
С лета Регулятор радовал энергохолдинг каждый месяц. В сентябре произошел плановый рост тарифов для населения. А в октябре НКРЭКУ в третий раз за год увеличил тариф для промышленности. Денежная масса в «Энергорынке» выросла, что позволило взвинтить тариф для ТЭС в октябре до рекордных 1,68 грн за кВт*ч. При дальнейшем росте тарифов для потребителей, пропорционально будут увеличиваться и доходы ДТЭК.
Кому выгоден богатый Ахметов
Какова причина лояльного отношения НКРЭКУ к энергохолдингу Ахметова? Показательным стало сообщение ДТЭК о том, что держатели облигаций компании могут рассчитывать на дополнительные выплаты в случае, если средний тариф для ТЭС в июне-октябре превысит 1,14 грн за кВт*ч.
Дело в том, что в 2010-2013 годах ДТЭК набрал около $3 млрд кредитов для покупки новых активов и их модернизации. С падением курса гривни, эти кредиты стали причиной огромных убытков компании — около 20 млрд грн в 2014 году и более 37 млрд грн в 2015 году.
В апреле гендиректор ДТЭК Максим Тимченко в одном из своих интервью упомянул о том, что часть облигаций (евробондов) ДТЭК выкупила инвестиционная компания ICU, близкая к президенту Петру Порошенко.
Как уже упоминалось, в ICU работали и нынешний руководитель НКРЭКУ Дмитрий Вовк, и бывший министр энергетики Владимир Демчишин.
Тогда, ICU направила открытое письмо, подписанное управляющим директором компании Макаром Пасенюком. В нем утверждалось, что покупка долговых бумаг ДТЭК никак не связана с тарифами. Суммы, инвестированные в облигации, компания не разглашает.
«Мы начали покупать эти облигации в мае 2013 года, потому что эта бумага была самая доходная среди активов СКМ (управляющей компании Ахметова — Ред). После снижения цены, мы приняли решение докупить ДТЭК в 2015 и снизить среднюю цену приобретения этих облигаций», — говорится в заявлении инвесткомпании.
Примечательно, что именно в конце 2015 — начале 2016 года, когда Регулятор держал низким тариф для ТЭС, облигации ДТЭК стоили дешевле всего. Их стоимость начала расти в мае, когда поползли вверх и выработка тепловой генерации, и тариф на ее производство.
Отсутствие причин для повышения тарифов становится очевидным, если проанализировать соотношение запасов угля на складах ТЭС (зеленая линия) и стоимости евробондов ДТЭК (красная линия) на фоне роста тарифов для ТЭС.
Источник: Тарифы — ГП «Энергорынок», запасы угля — издание «Энергобизнес», цена евробондов ДТЭК — Bloomberg
По версии ICU, бумаги ДТЭК подорожали из-за приезда в Украину группы иностранных инвесторов в мае. Они, якобы, убедились в разрешении правительственного кризиса и перспективах ускорения реформ в стране.
На сегодня покупка евробондов компанией ICU в интересах Порошенко — самая жизнеспособная версия того, почему НКРЭКУ под руководством Дмитрия Вовка полностью сменила гнев на милость по отношению к ДТЭК.
Пострадавшие
Повышение тарифа для тепловой генерации и увеличение ее доли в общей выработке электроэнергии болезненно отразится на украинском бизнесе. Тарифы для населения НКРЭКУ трогать не будет. Их внеплановое повышение повлечет за собой большие политические риски. Самые крупные потребители электроэнергии: ферросплавные заводы Игоря Коломойского, трубные и электрометаллургический заводы Виктора Пинчука, машиностроительные предприятия Константина Жеваго, а также государственные шахты, которые пока не способны работать с рентабельностью.
Себестоимость продукции любого промышленного производителя в Украине вырастит из-за увеличения тарифов для не бытовых потребителей.
Косвенно рост тарифов для промышленности ударит и по населению. Свои расходы увеличат водоканалы. По информации НКРЭКУ, опубликованной еще в апреле, стоимость электроэнергии составляет более 30% в тарифе на централизованное водоснабжение и водоотвод.
Хороший анализ