Национальная комиссия, регулирующая рынок электроэнергии и коммунальных услуг (НКРЭКУ) обнародовала проекты четырех решений, изменяющих структуру оптовой рыночной цены (ОРЦ) электроэнергии. Их суть заключается в том, что дотационные сертификаты, которые ранее были включены в ОРЦ, теперь переносятся в тариф для конечного потребителя.
Бизнес заплатит
Дотационные сертификаты — это разница между рыночной стоимостью электроэнергии и тарифом, по которому этот ресурс получает население. Они были введены в 2001 году. Дот-сертификаты покрываются за счет небытовых потребителей.
Дот-сертификаты — пример перекрестного субсидирования, когда заниженный тариф для населения компенсируется за счет бизнеса, что делает его менее конкурентоспособным по сравнению с другими странами.
Кроме того, проекты решений регулятора предусматривают изменение цены электроэнергии в зависимости от суточных пиков. В случае утверждения решений, разница между тарифами в «дневной пик» и «ночной провал» уменьшится. Электроэнергия днем немного подешевеет, а ночью — подорожает.
Это убьет бизнес поставщиков электроэнергии по нерегулируемому тарифу (ПНТ), которые покупают электроэнергию в ГП «Энергорынок» и продают ее конечному потребителю, имея маржу.
ПНТ — единственный элемент открытого рынка. Другие поставщики — облэнерго, являются операторами региональных распределительных электросетей — продают ресурс по регулируемому тарифу, установленному НКРЭКУ.
Облэнерго не имеют официальной прибыли, так как получат деньги согласно инвестиционным программам, утвержденным регулятором по принципу «затраты плюс». Обычно владельцы облэнерго зарабатывают на закупках у родственных структур и подключении новых потребителей.
Жалоба «ПНТешникив»
В распоряжении издания есть открытое письмо «касательно ценообразования на рынке электроэнергии», адресованное первым лицам государства. Его подписали более 20 компаний, поставляющих электроэнергию по нерегулируемому тарифу. Подписанты жалуются на проекты решений НКРЭКУ, которые в случае принятия «приведут к значительным негативным последствиям для экономики Украины, в том числе — для деятельности ПНТ».
По информации бывшего члена НКРЭКУ Андрея Геруса, в 2017 году объем поставок ПНТ составляет около 8% от общего. Между тем, доля независимых поставщиков должна постоянно расти после принятия закона о рынке электроэнергии в апреле.
В письме указаны три основных последствия утверждения проектов. Во-первых, увеличится цена электроэнергии для ПНТ по сравнению с облэнерго.
Во-вторых, уменьшится разница в цене энергии в разные периоды суток. Соотношение цены Пик/Ночь — уменьшится на 20%, День/Ночь — более чем на 25%.
И, в-третьих, экспортеры теперь будут покупать электроэнергию у «Энергорынока» без учета дотационных сертификатов. Это означает, что Украина будет субсидировать продажу дешевой электроэнергии за границу, а покрывать разницу будут украинские потребители.
У регулятора указывают на то, что решение пока находятся на стадии рассмотрения.
«Пока решения не принимались, анализируются замечания. После анализа опубликуем замечания и наглядные материалы», — ответил на вопрос председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк.
Адепты валютной выручки
Кому выгодны такие решения? Монопольным экспортером электроэнергии в Украине является компания ДТЭК Рината Ахметова. Ее доля в экспорте составляет 99%. При этом в сегменте экспорта рынок уже давно работает. Но только ДТЭК выгодно продавать ресурс за границу, учитывая вертикальную интеграцию компании.
Компания сконцентрировала более 80% добычи энергетического угля и более 70% выработки электроэнергии тепловыми электростанциями (ТЭС).
Математика проста. Средняя ОРЦ в 2017 году составляет около 1350 грн за МВт*ч. Именно по этой цене ДТЭК покупает электроэнергию у рынка для экспорта. Например, в Молдову ДТЭК поставляет электроэнергию по цене около $50, или 1300 грн за МВт*ч. Учитываю плату, которую собирает НЭК «Укрэнерго», трейдерская маржа может уйти в минус. При этом в европейских странах, с которыми у ДТЭК контракты, цена может быть еще ниже. В то же время, тариф для тепловой генерации, по информации ГП «Энергорынок», в мае составил около 1940 грн за МВт*ч. Такой тариф сложился согласно новой методике формирования ОРЦ, которая была введена регулятором в 2016 году.
На экспорт в Европу электроэнергия производит исключительно тепловая генерация Ахметова — Бурштынская ТЭС.
Иными словами, ДТЭК выгодно наращивать экспорт электроэнергии. При том, не важно, кто будет выступать трейдером. В лучшем случае независимый трейдер заработает 50-100 грн в МВт*ч.
В то же время генерация ДТЭК заработает около 600 грн в МВт*ч — тариф ТЭС в размере 1940 грн, минус закупочная цена 1350 грн. Эта разница будет заложена в «Энергорынок», то есть заплатят за нее все украинские потребители.
Единственное, что мешает наращивать экспорт — слишком дорогая закупочная цена на рынке. Если из ОРЦ будут изъяты дот-сертификаты, которые составляют около 20%, этот бизнес станет привлекательным для независимых трейдеров. ДТЭК избавится от обвинений в монополизме в экспорте. Вместо этого — до максимума увеличит выработку Бурштинской ТЭС, сжигая угли газовой группы, которые добывают шахты ДТЭК.
Себестоимость добычи этого угля составляет около 900 грн за тонну. При этом в тарифах закладывается цена импортного паритета — более 2500 грн за тонну угля. По такой цене должен поставляться уголь антрацитовых марок по морю. С начала года ДТЭК завел в страну только один корабль — 75 тыс. тонн этого угля.
История выбивания преференций
За последние два года это уже третья попытка ДТЭК исключить дот-сертификаты из цены электроэнергии, приобретаемой для экспорта, и сделать экспорт привлекательным — и для собственных трейдеров, и для других.
В качестве обоснования такой инициативы ДТЭК постоянно называет необходимость привлечения валютной выручки в страну.
Впервые эта попытка была осуществлена в начале 2016 года. Тогдашний глава Совета Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ) Борис Лисовой, который официально представлял ДТЭК, разработал изменения в правила рынка касательно исключении ОРЦ из цены на экспорт. Но после огласки этой информации, министерство и НКРЭКУ не поддержали инициативу.
Вторая попытка была уже в начале 2017 года, когда Украина договорилась о поставках электроэнергии в Европу. Здесь ситуация была несколько иной.
В Молдову может экспортироваться не только тепловая, но и атомная энергия, которая намного дешевле. Исходя из этого, министерство энергетики предложило ввести специальную цену на ресурс для экспорта в Молдову, которая состояла из тарифа для АЭС, тарифа на транспортировку и дот-сертификатов. В результате цена не должна была превышать 900 грн за МВт*ч.
Но решение так и не было принято. К тому же, экспорту атомной энергии из Украины помешала российская компания «Интер РАО», которой принадлежит Молдавская ГРЭС в Приднестровский республике. Вопреки потребностям энергосистемы, МолГРЕС начала увеличивать мощность ночью и уменьшать днем. И таким образом не дала экспортировать украинскую атомную энергию ровным графиком.
Контракт на поставку с молдавским оператором заключил именно ДТЭК. И именно его ТЭС были задействованы для экспорта в Молдову из-за «рваного» графика.
По словам и.о. директора «ДТЭК Энерго» Дмитрия Сахарука, с начала года ДТЭК экспортировал в Молдову около 0,5 млн МВт*ч. Если даже половина этого объема поставлялось генерацией ДТЭК, дополнительная выручка компании Ахметова от выработки составила 150 млн грн.
Проблема в том, что увеличение выработки станциями ДТЭК, когда тариф для тепловой генерации выше ОРЦ в 1,5 раза, приводит к увеличению доли дорогой генерации на рынке. И соответственно — к увеличению тарифа для украинских потребителей.