Думки

инфрастуктура

Эффект дырявого носка

От водителей регулярно слышу: бензин дорожает, платим все больше акцизов, а асфальт все хуже. Пассажиры железной дороги тоже жалуются: билеты все дороже, а сервис все хуже, вагоны все страшнее. Пенсионеры в очереди в сберкассу — о том же: коммуналку‑де подняли, а в квартирах холодно, из крана с горячей водой течет совсем не горячая вода. Вывод у всех один: наши деньги крадут.

Крадут, конечно. Но дело, по‑моему, не только в этом. Мы имеем дело с так называемым эффектом дырявого носка.

Поясню: ежели сегодня в этом нехитром предмете туалета образовалась маленькая дырочка, ее зашить можно парой стежков. Если этого не сделать и продолжать эксплуатировать чулочно-носочное изделие, завтра уже понадобится пяток стежков, послезавтра — десяток.

«Дырявый носок» в данном случае — инфраструктура: железнодорожная, коммунальная, энергетическая и пр. С советских времен это сфера ответственности государства. Частный бизнес туда или вовсе не пускают, или привлекают в качестве подрядчика-строителя (а это весьма откатоемко), но не ответственного эксплуатанта. Где‑то это правильно, а где‑то — нет.

Между прочим, в США в свое время существовали конкурирующие друг с другом железные дороги, идущие параллельно.

Так или иначе, на капремонт, а тем более на развитие инфраструктуры, у державы денег нет — как нет их у бедняка на новую пару носков.

Например, план по текущему (т. е. ямочному) ремонту дорог «Киевавтодор» выполнил лишь раз за последние 20 лет — в предкризисном 2007 году. А по капитальному не выполнял никогда. Причина — хроническое недофинансирование. (Да-да, я знаю, что «дорожные» деньги удобно «пилить» — там масса скрытых работ, то есть по готовому полотну ну очень сложно определить, 20 или 25 см щебня под ним.

Но если план по выделению средств регулярно выполняется примерно наполовину, трудно ждать качества работ.) При этом европейские нормы велят делать капремонт дороги каждые двенадцать лет. А киевский проспект Победы, например, пережил его в последний раз в 1986‑м.

Как пишет Роберт Фрэнк в книге «Дарвиновская экономика», при промедлении с ремонтом дорог на два-три года стоимость реконструкции возрастает в два с лишним раза. Исходя из этих цифр, норма окупаемости денег, вложенных в своевременный ремонт, превышает 18 % годовых.

Но вкладывать сегодня нужно миллиарды и миллиарды (только в Киеве — 13 млрд грн в год). А их нет. Поэтому эффект дырявого носка будет продолжаться, то есть для «поддержания штанов» коммунальные и прочие службы (железная дорога, городской транспорт и т. д.) вынуждены будут поднимать расценки. А качество — вроде бы вопреки экономической теории — будет падать.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама