Министерство финансов предлагает продлить срок действия ограничений, касающихся банков, в которых органы местного самоуправления могут размещать на депозитах временно свободные деньги.
Финучреждения должны иметь уставной капитал не менее 10 млрд грн и госдолю 75 % и выше. Сегодня проект соответствующего постановления (копия есть в распоряжении «Капитала») на рассмотрение правительства внесет министр финансов Юрий Колобов.
Защита от неблагонадежных банков
До 2011 г. власти на местах имели возможность размещать свободные средства на депозитах в любом банке, независимо от формы собственности и других условий. Два года назад в Минфине приняли решение сузить круг финучреждений, с которыми могут работать муниципалитеты.
Для этого был утвержден порядок размещения денег. Предусматривалось, что местные власти могут открывать депозитные счета в любом банке Украины, уставный капитал которого составляет не менее 10 млрд грн. Еще одним условием было отсутствие в течение года мер воздействия на банк со стороны Национального банка.
То есть финучреждение должно было соблюдать экономические нормативы капитала и ликвидности, придерживаться норм обязательного резервирования средств на корреспондентском счете в НБУ и своевременного выполнять обязательства перед клиентами.
В 2012 г. правительство ужесточило этот порядок, дополнив его новым требованием к таким банкам — 75 % и более уставного капитала должно принадлежать государству. В результате выбор финучреждений для местных властей резко сократился.
На сегодняшний день указанным критериям соответствуют государственные Ощадбанк, Укрэксимбанк и Укргазбанк. В будущем к ним смогут присоединиться Государственный банк развития и Государственный земельный банк (ранее в правительстве заявляли, что два этих финучреждения станут крупными игроками банковского рынка).
Принудительные ограничения
Сейчас Минфин также предлагает дополнить порядок условием, согласно которому банк не должен относиться к категории проблемных или неплатежеспособных. Как сказано в пояснении к проекту, такие ограничения направлены на сохранение бюджетных средств в связи «с кризисом в банковской сфере».
Необходимость продлить срок действия ограничений еще на год также вызвана проблемами с невозвратом средств местных бюджетов, которые возникли по вкладам, ранее размещенным в коммерческих банках.
В частности, банки безосновательно отказывали в возврате депозитов по окончании срока договора, не перечисляли проценты и не выполняли решения судов о возврате вкладов, говорится в документе.
По информации Минфина, на 1 сентября текущего года коммерческие банки без госдоли в уставном капитале не вернули 280,7 млн грн депозитных средств местных бюджетов. Причем, как свидетельствуют данные Нацбанка, из 10 банков, названных Минфином, лишь три работают, а семь — находятся на стадии ликвидации.
По мнению эксперта по местным бюджетам Ассоциации городов Украины (АГУ) Александра Слобожана, названные министерством цифры по невозвратам в масштабах страны невелики. Просроченные депозиты, по его словам, на самом деле могут быть пролонгированными. Кроме того, как рассказал аналитик АГУ, в прошлом году, приняв решение об ограничительных мерах, Минфин заявлял о 400 млн грн «проблемных» депозитов.
«Это говорит о том, что если проблемы и есть, то они решаются, в том числе и в судебном порядке», — сказал Слобожан. При этом эксперт отметил, что подобного рода ограничения несут убытки городам.
«Фактически, тем требованиям, которые прописаны в постановлении, соответствуют только госбанки. Если в коммерческом финучреждении город мог бы разместить депозит под 15 %, получив при этом ряд бонусов, как, например, досрочное снятие средств, то при нынешних ограничениях выбор невелик. К тому же госбанки ввиду отсутствия конкуренции предлагают муниципалитетам ставки ниже 10 %», — подчеркнул Слобожан.
Первый заместитель предправления банка «Контракт» Павел Крапивин говорит, что в коммерческих финучреждениях ставки были бы действительно выше. Но с другой стороны — сотрудничество муниципалитетов с коммерческими банками создает поле для коррупции — размещения средств за личное вознаграждение.
280,7 млн гривен депозитных средств местных органов власти зависли в банковских учреждениях
«Кроме того, возникает угроза, что государственные деньги бюджетов могут зависнуть в банке на время проведения каких‑то процедур, снижения ликвидности и т. д. Не вовремя могут быть осуществлены платежи, что критично для местного бюджета. Уровень платежеспособности, ликвидности и надежности госбанков априори выше», — полагает банкир.
По его мнению, решение правительства продлить срок действия ограничений актуально в нынешний период нестабильности в экономике и финансовой системе.