Имущество руководителей двух проблемных кредитных союзов — «Флагман» и «Злата Рось» — арестовано. Об этом «Капиталу» сообщили в Нацкомфинуслуг, ссылаясь на данные Министерства внутренних дел.
«На эти два союза в 2013‑м в комиссию поступило много жалоб. Но так как они не входят в реестр финучреждений и не отчитываются, то мы обратились с запросом в МВД», — рассказали в пресс-службе Нацкомфинуслуг. Всего в этом году комиссия направила в МВД запросы относительно 15 проблемных кредитных союзов.
Из ответа МВД следует, что исполнительная служба Николаевской области пытается взыскать с кредитного союза «Флагман» 32 млн грн.
Следователями МВД Николаевской области расследуется уголовное дело по факту присвоения и растраты должностными лицами этого союза денег вкладчиков, а также «завладения кредитными и депозитными договорами путем злоупотребления служебным положением».
По определению Николаевского районного суда арестована недвижимость руководителя кредитного союза «Флагман» и ограничен его выезд за пределы Украины. Правоохранительные органы также сообщили Нацкомфинуслуг об аресте имущества руководителя еще одного проблемного кредитного союза, работающего на территории Донецкой области, — «Злата Рось» Сергея Меркулова.
Против него возбуждено уголовное дело за растрату денег вкладчиков союза. Сам Меркулов уже не первый год скрывается в США. Имя руководителя кредитного союза «Флагман» в МВД не раскрывают. Известно, что ранее эту компанию возглавляла Наталия Копецкая.
Ложка дегтя
По данным Нацкомфинуслуг, николаевский кредитный союз «Флагман» задолжал вкладчикам 4,5 млн грн и 2 млн грн процентов по депозитам. Он был исключен из госреестра финучреждений в июле 2011 г. В июне того же года регулятор ввел в этот союз временную администрацию. Донецкий союз «Злата Рось» был исключен из госреестра еще в марте 2007‑го.
После этого он в течение четырех лет работал по схеме финансовой пирамиды и, по данным Нацкомфинуслуг, остался должен вкладчикам около 60 млн грн.
И «Флагман», и «Злата Рось» — в числе 50 кредитных союзов, пострадавших в кризис и не рассчитавшихся с 20 тыс. вкладчиков. Всего в проблемных союзах зависло около 1‑1,5 млрд грн. «Эта небольшая кучка союзов портит имидж всего рынка», — говорит президент Всеукраинской ассоциации кредитных союзов Виктория Волковская.
По данным Нацкомфинуслуг, в Украине на 1 июля работало 622 кредитных союза, общие активы которых составили 2,8 млрд грн.
Умыли руки
Руководители ассоциаций кредитных союзов считают, что основная вина в сложившейся ситуации лежит на Госфинуслуг (предшественница Нацкомфинуслуг).
«Комиссия в период кризиса решила проблему невыплат вкладчикам одним махом — исключила все проблемные кредитные союзы из госреестра финучреждений. В итоге они перестали отчитываться перед государством, и что там происходило потом — ни регулятор, ни общественные организации не знают», — говорит предправления объединения кредитных союзов «Программа защиты вкладов» Иван Вишневский.
По словам президента Национальной ассоциации кредитных союзов Петра Козинца, если кредитные договоры этих союзов исчезли, то вряд ли правоохранительные органы смогут вернуть деньги вкладчикам.
50 проблемных кредитных союзов должны вкладчикам 1-1,5 млрд грн
«Нужно принимать меры по восстановлению платежеспособности союзов и вводить временные администрации не тогда, когда там практически не осталось активов, а тогда, когда только начинают поступать первые сигналы о задержках с выплатами», — считает Петр Козинец.
Берут в расчет
За последние годы обсуждалось несколько вариантов возврата денег обманутым вкладчикам кредитных союзов — от компенсации всем одинаковой суммы по принципу, который используется при расчетах по долгам Сбербанка СССР, до создания санационной структуры, которая аккумулировала бы все активы и пассивы проблемных кредитных союзов и выплатила всем вкладчикам по 25 % депозитов.
Как сообщал «Капитал», в законопроекте о реформировании рынка кредитных союзов, который готовят Нацкомфинуслуг и Нацбанк, предусмотрено создание системы гарантирования вкладов в кредитных союзах. Но такие гарантии получат только те вкладчики, которые доверят свои деньги союзам после вступления в силу нового закона.