Президент Украины Петр Порошенко провел переговоры по «газовому» сотрудничеству с премьер-министром Польши Беатой Шидло. «Отдельно говорилось о важности построения газопровода-интерконнектора между Украиной и Польшей и использования потенциала СПГ-терминала в польском городе Свиноуйсьце, который позволяет реализовать стратегию диверсификации поставок газа в Украину», ─ сообщил Петр Порошенко на официальной Facebook-странице.
Также украинский президент обсудил вопросы интерконнектора с президентом Польши Анджеем Дудой. Но если на встрече с польским премьером речь шла о технических аспектах реализации проекта, то с президентом Дудой были детализированы политические причины ускорения строительства газового интерконнектора.
Главы государств Украины и Польши выразили возмущение решением Еврокомиссии по газопроводу OPAL, которое позволяет российскому «Газпрому» увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины.
«Украина и Польша были шокированы решением Еврокомиссии от 28 октября 2016 года, которое открывает возможности для „Газпрома“ увеличить объемы поставок газа в Европу в обход Украины. Оно создает реальные риски для непрерывных поставок газа между Польшей и Украиной и перенаправления существующих газовых потоков между другими странами», ─ говорится в совместном заявлении Порошенко и Дуды в Варшаве.
Недовольство польских газовиков даже вылилось в судебный иск к Еврокомиссии, который был подан в суд ЕС по инициативе польской нефтегазовой компании PGNiG. По словам главы компании Петра Возняка, PGNiG обвиняет Еврокомиссию по 14 пунктам и требует рассмотрения этого дела в суде ЕС по ускоренной процедуре. Возняк сообщил, что это лишь первый из ряда юридических шагов, которые возглавляемая им компания планирует осуществить против Еврокомиссии и немецкого регулятора рынка ─ Bundesnetzagentur.
Согласно логике Украины и Польши, решение Еврокомиссии по OPAL усилит позиции России и тем самым нарушит конкуренцию газового рынка. Соответственно, строительство газопровода «Северный поток-2» приведет к «разрушению ГТС Украины, дальнейшему нарушению правил конкуренции и значительному увеличению цены на газ для потребителей». Также в заявлении президентов констатируется ограничение прибыли Украины от транзита газа.
Фактически польская сторона пытается предложить Украине альтернативу транзитному потенциалу ГТС, который наше государство постепенно теряет. Речь идет об организации транзита газа не со стороны восточных границ Украины в ЕС, а со стороны Польши в Украину, для местных потребителей.
Газотранспортные операторы Украины «Укртрансгаз» и Польши Gaz-System подготовили технико-экономическое обоснование строительства газопровода-интерконнектора между странами общей протяженностью 100 км. Строительство планируется начать в 2017 году.
На первом этапе предстоит строительство непосредственно самого интерконнектора, который должен обеспечить увеличение экспорта природного газа из Польши в Украину годовым объемом до 5 млрд куб. м. На втором этапе речь идет об увеличении объема экспорта в 8 млрд куб. м в год. В то же время показательно, что польская сторона будет принимать решение о реализации второго этапа только в случае интереса на рынке газа Украины.
Соглашение о сотрудничестве по подготовке ТЭО проекта объединения польской и украинской газовых систем между «Укртрансгазом» и Gaz-System было подписано еще два года назад ─ 17 декабря 2014-го. Документ также предусматривает хранение европейского газа в ПХГ Украины и его дальнейшую подачу потребителям из стран ЕС.
Тогдашний глава правительства Украины Арсений Яценюк связывал реализацию украинско-польского проекта с возможностью доступа к немецкому газовому рынку и к поставкам газа из LNG-терминалов Европы. «Кроме того, речь идет о доступе Украины к немецкому газовому рынку как к одному из самых крупных и активных. Это позволит поставлять 10 млрд куб. м газа в год из Польши в Украину. Речь идет не о реверсе газа, а газе через LNG-терминалы, в частности, в Клайпеде (Литва) и Свиноуйсьце (Польша)», ─ подчеркивал Яценюк.
При этом стоит отметить, что по состоянию на 2014 год LNG-терминал в Свиноуйсьце еще не был достроен. Да и объем газа, анонсированный украинским премьером, оказался в проектируемом ТЭО меньше, чем 10 млрд куб. м.
Польша «опутывает» Украину газовыми сетями
На территории Украины основным вариантом расширения было определено строительство интерконнектора «Дроздовичи ─ Бильче-Волица». Ориентировочная стоимость строительства газопровода на территории Украины составляет $245 млн.
С целью подготовки к построению интерконнектора Польша активно развивала собственную газотранспортную систему и LNG-терминал. В рамках национальной программы развития польской ГТС с 2011 года Gaz-System построила 1500 км новых газопроводов. Компания уже в 2018 году рассчитывает импортировать около 40 млрд кубометров газа, что в четыре раза больше нынешнего импорта. В целом в Варшаве хотят воспользоваться своим удобным географическим положением и стать крупнейшим транзитером газа странам ЕС из альтернативных России источников энергии, прежде всего из Норвегии и за счет ожидаемого американского газа.
«Благодаря имеющимся в Польше запасам угля страна потребляет газа меньше всех в Европе. Кроме того, это единственная страна, которая граничит как с Украиной, так и с Германией ─ двумя крупнейшими потребителями газа в регионе. У нас уникальное расположение в Европе. Если мы не используем эту возможность, это сделает кто-то другой», ─ заявлял руководитель Gaz-System Ян Хадам.
В 2015 году Польша завершила строительство на побережье Балтийского моря своего первого LNG-терминала мощностью 5 млрд куб. м в год. А летом 2016-го польская PGNiG получила свои первые танкеры коммерческого сжиженного газа из Катара (Qatargas Operating Company Limited) и Норвегии (Statoil) ─ это были небольшие партии по 120 и 80 млн кубометров. Согласно же контракту, Польша будет покупать у Катара 1,3 млрд кубометров СПГ в год и 1,5 млрд куб. м у Норвегии.
Посол США в Польше Пол Джонс демонстрирует оптимизм и заявляет, что Польша, благодаря терминалу в Свиноуйсьце, может стать основным поставщиком сжиженного газа для целого региона Восточной Европы. Вероятно, американский дипломат подразумевает Эстонию, Латвию, Литву и Украину.
«Соединенные Штаты Америки переживают ренессанс энергетики, и в апреле уже начали транспортировать природный газ в Европу. Его количество будет увеличиваться, следовательно, на рынке появится больше американского газа. Мы собрали девять американских фирм, которые займутся экспортом, чтобы построить отношения и проверить общие возможности. Я уверен, из этого что-то получится», ─ сказал Джонс.
По имеющейся информации, сейчас Gaz-System продолжает вести переговоры с поставщиками сжиженного газа из США и Канады, чтобы предложить услуги своего будущего терминала. В то же время поставщики из Катара уже заявили, что Польше придется выкупить часть газа по цене в коридоре $550-650 за 1000 куб. м, поскольку страна не выкупила объемы газа в 2014 году и задержала введение в работу LNG-терминала.
Похожая финансовая проблема наблюдается и в отношении литовского терминала. Сейчас Литва платит одну из самых высоких цен за сжиженный природный газ. Страна взяла в аренду у Норвегии судно-газохранилище Independence на 10 лет ─ с конца 2014-го по декабрь 2024 года. Согласно подписанному в марте 2012 года договору с норвежской компанией Hoegh LNG, это обходится Литве в 60 млн евро ежегодно. С 1 января 2015 года терминал заработал на получение норвежского газа, стоимость которого составила более $400, и это стало причиной роста тарифов на газ и тепло.
«С 1 марта 2015 года на цене стала отражаться цена газа, который покупаем на терминале СПГ. Поскольку это самый дорогой газ на рынке, он стал причиной подорожания тепла. У Lietuvos duju tiekimas покупаем дешевый газ, что снизило цену. Поскольку на терминале СПГ в обязательном порядке мы должны покупать около 65% газа, а в Lietuvos dujų tiekimas ─ 35%, если все сложить, цена на отопление в марте увеличилась», ─ заявил представитель Vilniaus energijа Нериюс Микалаюнас. Правда, в 2016 году цена норвежского LNG снизилась до $280, что все равно было выше рыночных предложений.
Польские убытки на плечи Украины
Именно из-за высокой цены на газ оператор LNG-терминала в Свиноуйсьце ─ компания Polskie LNG S.A. ─ терпит убытки третий год подряд. И польское правительство ищет пути решения этой проблемы. Позиция Gaz-System, PGNiG и Polskie LNG является общей и заключается в продаже свободных объемов газа Украине. Именно поэтому польская сторона в 2016 году активизировала работу по созданию интерконнектора и заключения договора с «Нафтогазом» о купле-продаже газа с LNG-терминала в Свиноуйсьце. Иначе говоря, Польша пытается перевести убытки на плечи Украины.
Кроме соединения Украины с LNG-терминалом в Свиноуйсьце, частная польская компания Polenergia разрабатывает проекты строительства газопроводов в Польше и Германии, которые также позволят увеличить объемы поставок газа в Украину. Лоббируемая ею программа называется «Новый газовый коридор для стран Центральной и Восточной Европы «Запад — Восток».
Polenergia намерена построить новые газовые перемычки на польско-немецкой границе, благодаря которым газотранспортная система Польши сможет поставлять газ в Украину с западного направления. Проект оценивается в 440-460 млн евро.
«В реализации коридора „Запад — Восток“ заинтересован наш украинский партнер „Нафтогаз Украины“, который хочет, чтобы газопровод на их стороне появился как можно быстрее. Мы надеемся, что это будет один из приоритетных проектов для правительства Украины», ─ заявлял глава компании Polenergiа Збигнев Прокопович, уточнив, что ожидает реализации этих проектов в 2018-2019 годах.
В то же время Polenergia входит в группу покойного польского олигарха Яна Кульчика. И ее активность не ограничивается газом. Так, компания проводила переговоры с «Энергоатомом» по производству и экспорту электроэнергии.
Таким образом, заинтересованность государственных и частных компаний Польши в украинском газовом рынке носит конкретный прагматический характер. Прежде всего речь идет о попытке «пристроить» дорогой катарский и норвежский сжиженный газ с LNG-терминала в Свиноуйсьце. Даже при возможности поставлять в Украину дополнительно 1,5-2 млрд куб. м газа строительство интерконнектора для Польши будет выгодным.
Однако для Украины этот проект рискует стать убыточным, поскольку полученный газ будет дороже, чем нынешний реверсный газ из ЕС, и тем более ─ газ из России. Также алогичным выглядит участие «Нафтогаза Украины» в проекте интерконнектора для получения импортного газа из Польши. Ведь дочерняя компания «Нафтогаза» ─ «Укргазвыдобування» ─ провозгласила курс на резкое увеличение добычи собственного газа в Украине: с нынешних 15 до 20 млрд кубометров.
Кстати, для получения кредитов от ЕБРР, Европейского инвестиционного банка, а также финансовых средств от Евросоюза в качестве дотаций Польша активно использовала проект нефтепровода «Одесса — Броды». Полученные средства были направлены на развитие не украинского нефтепровода, а внутренней газовой инфраструктуры Польши, строительство интерконнекторов с Литвой и Германией и частично для финансирования строительства LNG-терминала в Свиноуйсьце.
Показательным было и решение польской государственной компании PERN Przyjazn, которая в октябре 2013 года отказалась выделить средства, необходимые для завершения строительства газопровода «Одесса — Броды — Гданьск» на участке «Броды — Адамова Застава». И как следствие, зарезервированные для этого 120 млн евро были использованы на внутренние газовые проекты.
Также в контексте украинско-польского интерконнектора и поставок газа из LNG-терминала в Свиноуйсьце можно заметить предварительное появление на рынке Украины компаний, связанных с США ─ это Trailstone и Frontera Resources. О сотрудничестве с ними в 2015 году, во время визита в Вашингтон, заявлял тогдашний премьер Яценюк. И компания Frontera Resources рассматривалась как партнер Украины в поставках сжиженного газа. По имеющейся информации, ряд газовых трейдеров, и Trailstone и Frontera в том числе, рассматривают вариант поставок сжиженного газа в Украину.
А Украине в таком случае останется найти дотации, за счет которых будет покрываться разница между дорогой закупочной ценой сжиженного газа и более дешевой альтернативой. На данный момент эта разница составляет почти $120 ─ речь идет о расхождении между ценой сжиженного катарского газа на LNG-терминале в Свиноуйсьце ($340) и на немецком хабе NCG ($220). При таких обстоятельствах переплата Украины в $20-40/1000 куб. м за реверсный газ покажется мизерной по сравнению с возможной переплатой за сжиженный газ из Польши.