По данным Украинской ассоциации прямых продаж (УАПП), за девять месяцев дистрибьюторы сферы прямых продаж продали товаров для здоровья на 323 млн грн, что на 19,9 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г.
«Это самый динамично развивающийся сегмент», — говорит исполнительный директор УАПП Надежда Бедричук.
Например, сегмент средств по уходу за домом (бытовая химия) за этот период вырос только на 3,1 %, до 282 млн грн, парфюмерии — на 2,97 %, до 573,9 млн грн, а товаров для дома (посуда, системы очистки воды) — на 2,2 %, до 105,6 млн грн.
При этом объем рынка прямых продаж не изменился и составил по итогам девяти месяцев 3,1 млрд грн, свидетельствуют данные УАПП. В прошлом году за январь-сентябрь менеджеры MLM продали товаров на 3,75 % меньше, чем за аналогичный период 2011 г.
Дистрибьюторов заманивают акциями
Товары для здоровья стали лучше продаваться, потому что в этом году продавцы усилили рекламную активность и расширили ассортимент продукции, говорит директор компании, работающей в сегменте прямых продаж. Например, расширила ассортимент за счет таких товаров «Никкен Украина», подтверждает директор компании Дмитрий Мельницкий.
Надежда Бедричук уверяет, что изменение тенденции связано не только с ростом популярности диетических добавок. По ее словам, в 2011 г. вступил в силу новый Налоговый кодекс, который усложнил работу компаний с «единоналожниками». «Количество дистрибьюторов сократилось на 10 %», — говорит Надежда Бедричук. В 2012 г. налоговое законодательство было упрощено, и рынок прямых продаж начал восстанавливаться.
3,1 млрд гривен составил объем рынка прямых продаж по итогам девяти месяцев
А еще сами компании стали активнее работать с дистрибьюторами. В этом году все компании предложили различные программы лояльности, чтобы привлечь новых дистрибьюторов на рынок, говорит генеральный директор ДП «Эйвон Косметикс Юкрейн» в Украине и Грузии Елена Старкова. Она поясняет, что производители предлагают новым партнерам бесплатное обучение, подарки, снижают вступительный взнос и пр.
Розница выигрывает
Рост числа дистрибьюторов может быть связан с ухудшающимися настроениями потребителей, считает управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий. «Чем они хуже — тем больше дистрибьюторов работает в сегменте прямых продаж», — поясняет он.
Как ранее писал «Капитал», по данным исследовательской компании GfK Ukraine, в сентябре текущего года индекс потребительских настроений в Украине упал на 7,2 п. по сравнению с августом, до уровня 80,6. Это самый низкий уровень за последние полтора года.
В 2013 г. доля прямых продаж в общем объеме розничной торговли парфюмерией, косметикой и товарами для дома и здоровья не вырастет, считает директор профильной компании. По данным УАПП, в прошлом году доля MLM сократилась с 26 % до 24 %.
Собеседник «Капитала» говорит, что производителям не удается переиграть розничные сети, которые массово проводят различные ценовые акции, предлагают три товара по цене двух и пр. Косвенно это подтверждает и совладелец сети Eva Руслан Шостак. По его словам, в январе-октябре продажи парфюмерии и косметики в их сети выросли на 10 % (в сегменте прямых продаж прирост составил около 3 %).