Энергохолдинг Рината Ахметова вышел из зоны дефолтного риска. ДТЭК, крупнейшая энергетическая частная структура Украины, завершила процесс переговоров с кредиторами и получила возможность пролонгировать свои долги еще на восемь лет ─ до 2024 года. И уже в январе 2017-го Ирландская фондовая биржа (ISE) включила в листинг новые еврооблигации ДТЭК на общую сумму $1,275 млрд.
Однако решение финансовых проблем не сняло с повестки дня актуальные для холдинга Ахметова вопросы, такие как модернизация теплоэлектростанций, гарантия поставок угля и корреляция роста тарифов для ТЭС, сокращение выбросов тепловыми станциями и продолжение эксплуатации тепловых сетей Киева.
Убытки давят на ДТЭК
Ирландская фондовая биржа исключила из листинга еврооблигации ДТЭК на $750 млн со ставкой 7,875% и погашением 4 апреля 2018 года, и на $160 млн — со ставкой 10,375% и погашением 28 апреля 2018-го. На замену «старым» облигациям появились новые — общий объем выпуска составляет $1,275 млрд.
В течение 2015-2016 годов энергетический холдинг Ахметова проводил довольно сложные переговоры и согласовывал с держателями еврооблигаций условия реструктуризации. В 2015-м компания не смогла погасить облигации за 2010 год и обменяла старые облигации на сумму в $160 млн. Как результат ─ уже сейчас ценные бумаги на $750 млн и $160 млн объединили в единый выпуск с выплатой до 31 декабря 2024 года. Также ДТЭК снизил долговую нагрузку на $436 млн путем перевода российских активов (угольные шахты в Ростовской области РФ) вместе с соответствующим займом в подчинение другой компании — DTEK B.V.
По состоянию на 2016 год общая сумма долгов энергохолдинга Ахметова составила более $2,5 млрд. Из этой суммы долга 35% ─ это обязательства по евробондам, 25% ─ двусторонние кредиты, 15% ─ синдицированные кредиты, 15% ─ предэкспортное финансирование, а остальные 10% ─ своп-линии, основные кредитные линии, другие инструментарии.
В тяжелую кредитную историю компания попала из-за зависимости от валютных кредитов. Ведь 60% долга было номинировано в долларах, 20% ─ в евро и 18% ─ в российских рублях. В то же время доля долларовой выручки составляла менее 10%, а критическая масса доходов была в гривнах.
Закономерно, что в 2016-м энергохолдинг Ахметова продолжал наращивать убытки, которые в III квартале прошлого года увеличились до 2,61 млрд грн. Хотя формально долги ДТЭК на этот период уменьшились на 11% (на 7,41 млрд грн) ─ до 60,22 млрд грн.
В предыдущие два года (2014-2015) ДТЭК также демонстрировал рост убытков. В 2015 году они составили 37,399 млрд грн ($1,4 млрд), что на 90,3% превышало убыток за 2014 год. Доход группы увеличился на 1,8% ─ до 93,622 млрд грн.
В 2015 году ДТЭК нарастил продажи электроэнергии (конечным потребителям и на экспорт) на 7,3% (на 3,17 млрд грн) ─ до 46,83 млрд грн. При этом продажи на экспорт упали на 36,4% (на 1,847 млрд грн) ─ до 3,23 млрд грн. Продажи энергетического угля снизились на 21,7% (на 1,151 млрд грн) ─ до 4,149 млрд грн, в том числе на экспорт ─ на 28%, до 2,77 млрд грн. Вместе с тем энергохолдинг нарастил продажи тепловой энергии на 58,7% (на 2,075 млрд грн) ─ до 5,611 млрд грн.
В 2014-м ущерб ДТЭК был таким же масштабным и составлял 19,648 млрд грн ($1,3 млрд). А вот раньше, в 2013 году, компания Ахметова получала прибыль на уровне 2,98 млрд грн ($375 млн).
«Русская рулетка» структур Ахметова
В истории с кредитованием энергетических компаний Ахметова особое внимание приковано к «российскому следу». Еще в 2011 году ─ накануне большой приватизации «Киевэнерго», «Западэнерго», «Днепроэнерго» ─ ДТЭК привлек $500 млн у российского Сбербанка и $330 млн у российского банка ВТБ. В настоящее время «российские деньги» составляют ровно треть кредитного портфеля компании.
Для стабилизации и улучшения ситуации энергохолдинга необходимо наращивать доход в национальной валюте. Но в нынешних условиях кризиса энергорынка ожидать дальнейшего повышения тарифов для тепловых электростанций не приходится. Хотя именно такое условие называли в ДТЭК в качестве гарантии выплаты кредитов. «Продолжается дискуссия с органами власти о том, чтобы среднегодовой (речь шла о 2016-м. ─ Ред.) тариф на электроэнергию для ТЭС был установлен на уровне не менее 1,25 грн/кВт. Это обеспечит экономически устойчивую работу группы и стабилизирует ее финансовые показатели», ─ заявляли в компании.
Теоретически этот тариф позволил бы ДТЭК выплачивать ориентировочно по $70-100 млн ежегодно, и к 2024 году снизить суммарную задолженность в $1,5 млрд. А с такими показателями можно было бы надеяться на привлечение новых кредитов.
Однако в контексте последних событий в Украине в течение трех лет (2014-2016) говорить о даже приблизительном прогнозе на два года ─ это игра в «русскую рулетку». Непоправимое влияние на энергохолдинг может оказать девальвация гривны до 35-40 грн/$, снижение экономической активности, активизация военных действий на Донбассе, очередная резкая смена политического курса государства и тому подобное.
Все эти факторы не поддаются прогнозу кредиторов и самого холдинга Ахметова. Будущее энергобизнеса самого богатого человека Украины можно описать словами из слогана культового сериала «Секретные материалы»: «Истина за пределами достижимого». И чем закончится пролонгация облигаций ─ сегодня не может сказать никто.
Активы ДТЭК ─ это не только десять ТЭС и две ТЭЦ (общая мощность ─ 18 ГВт) и шесть компаний по продаже и поставке электроэнергии. Энергобизнес Ахметова ─ это прежде всего 31 шахта и 13 углеобогатительных фабрик. И из них значительная часть находится на неконтролируемых территориях Донбасса (шахты «Комсомолец Донбасса», «Сведловантрацит», «Ровенькиантрацит» и другие). В случае сбоев в поставках угля из неконтролируемых территорий сбой даст и цепочка «производство электроэнергии ─ тариф».
Негативную роль будет играть отсутствие роста экспортного потенциала как Украины в целом, так и ДТЭК. В 2015-2016 годах объем проданной за границу электроэнергии не изменился: он не превышает $150 млн. В то же время ранее экспорт составил почти $600 млн, и практически весь его объем обеспечивала группа компаний Ахметова.
Сейчас же ситуация на экспортном рынке электроэнергии если и будет меняться, то необязательно в пользу ДТЭК. Так, в начале этого года компания «Эру Трейдинг» передала «Донбассэнерго» часть выкупленной пропускной способности для экспорта электроэнергии в Румынию в январе. Если в течение 2017 года «Донбассэнерго» сменит владельца, то возможно именно она и будет наращивать или брать на себя часть экспорта электроэнергии. А это крайне невыгодно для ДТЭК.
Отдельно стоит вопрос финансовой устойчивости энергосистемы Украины и возможности также «кредитовать» энергохолдинг Ахметова. В течение 2016 года в рамках реструктуризации долгов ДТЭК хозяйственные суды Запорожской и Днепропетровской областей рассрочили выплату компаниям «ДТЭК ПЭС Энергоуголь» и «ДТЭК Днепрооблэнерго» задолженности перед госпредприятием «Энергорынок» на сумму 1,357 млрд грн. В обоих случаях основная часть выплат (75% всей суммы) приходится на последний месяц рассрочки, что довольно удобно для компаний. Еще одна компания группы ─ «ДТЭК Донецкоблэнерго» ─ тоже получила по решению Хозяйственного суда Запорожской области возможность отложить выплату ГП «Энергорынок» 800 млн грн.
«Денег нет, но вы держитесь»
Наконец едва ли не главным и болезненным аспектом деятельности энергохолдинга Рината Ахметова является изношенность инфраструктуры ТЭС и отсутствие необходимых средств для проведения работ в соответствующих масштабах ─ вместо решения точечных проблем отдельных энергоблоков ТЭС.
«Вынужден констатировать, что большая часть генерирующих мощностей более чем на 80% уже перешагнула свои границы проектного ресурса эксплуатации. Этот предел в 200 000 часов переступили практически все энергоблоки. И, к сожалению, есть блоки, как на Приднепровской и Добротворской ТЭС, где наработки уже превышает 300 000 часов», ─ заявлял директор по генерации электроэнергии «ДТЭК Энерго» Сергей Куриленко.
С одной стороны, за последние почти десять лет ДТЭК реконструировал 17 энергоблоков мощностью более 4 ГВт, а суммарная стоимость инвестиций составила около 10 млрд грн. Но это незначительные показатели, учитывая, что в целом модернизация тепловой генерации ДТЭК требует более $10 млрд (250-300 млрд грн).
Даже при оптимистичных показателях энергохолдинг Ахметова будет способен к 2024 году найти и освоить до 20% от всей необходимой суммы ─ 50 млрд грн. Хотя еще в 2011-м ДТЭК рассчитывал на инвестиции до 2030 года на уровне $20 млрд ─ по одному миллиарду в год. Похоже, что компания сегодня очень остро чувствует на себе актуальность высказывания российского премьера Дмитрия Медведева, которое стало интернет-мемом: «Денег нет, но вы держитесь».
Также на повестке дня ─ выполнение Украиной и ДТЭК директивы 2001/80/ЕС «Об ограничении выбросов некоторых загрязняющих воздух веществ от крупных установок сжигания» (тепловые электростанции) со сроком до 2018 года. Ни Украина, ни компания Ахметова не могут ее выполнить вследствие нехватки денег. А ситуация будет ухудшаться, поскольку Европа планирует заменить существующую директиву на более жесткую 2010/75/ЕС «Директиву о промышленных выбросах», но с удлиненным сроком имплементации ─ до 2022 года. Несколько лет назад генеральный директор ДТЭК Максим Тимченко заявлял, что для приведения украинских угольных ТЭС в соответствие с требованиями директивы 2001/80/ЕС необходимо инвестировать $13-15 млрд.
Отсутствие возможности привлекать новые кредиты и исключительное обслуживание перевыпущенных еврооблигаций ─ это довольно пессимистичный путь. И он может задолго до 2024 года привести к внесению новых изменений в условия обслуживания кредитов или другой формы расчетов с кредиторами. Кредиторы энергохолдинга Ахметова сознательно дают компании шанс на «спасение».
Но, с другой стороны, те же кредиторы являются реалистами и знают все перечисленные условия кризисного состояния энергосектора Украины. Поэтому единственный «план Б», который могут рассматривать банковские структуры, это поиск партнера для ДТЭК или продажа доли бизнеса. А пока что публичный интерес к энергобизнесу Ахметова проявляет только компания ICU (Investment Capital Ukraine).