В Dymchuk Gallery открылась выставка молодого художника Станислава Силантьева «Romantica». С момента его дебютного сольного проекта «Agrikulture» во Львове прошло всего два года. Сегодня Силантьев — один из ключевых представителей набирающего силу социально-художественного движения жлоб-арт.
Стилистически новое течение, объединяющее нескольких художников, совмещает элементы примитивного искусства, лубка, наива и китча. Концептуально же посредством иронии и абсурда жлоб-арт стремится критически осмыслить и по возможности высмеять стереотипы и фобии сознания «маленького украинца». При этом не все участники этого движения могут сами критически подходить к его идеям. Работая с растиражированными украинскими мифами, некоторые жлоб-артисты не вполне осознают, насколько сами являются потребителями этих мифов и отчасти персонажами собственных работ.
Помимо экспозиций в рамках проектов «Мистецького Арсеналу» (ART KYIV Сontemporary, Fine Art Ukraine и др.), до последнего времени основным жлоб-арт-обиталищем была полуподпольная галерея «Бактерия» на Подоле. Именно там месяц назад состоялась выставка Ивана Семесюка, пожалуй, самого интересного сегодня представителя нового течения. Тем не менее жлоб-арт явно становится популярным — выставка Силантьева проходит в одной из самых активных галерей, расположенной буквально в квартале от «Бактерии».
В своем творчестве Силантьев смешивает орнаменты «под Примаченко» с современной мультяшной эстетикой и яркими образцами масскульта. В экспозиции — около 20 живописных работ, а также видео и несколько объектов. В одном зале Dymchuk Gallery все это смотрится несколько избыточно. Впрочем, избыточность — еще один признак китча и сельской эстетики, к которой апеллирует автор. Большинство полотен — текстовые работы крайне провокационного содержания.
Автор активно эксплуатирует популярнейший национальный символ — образ Тараса Шевченко, а также образы великих художников, подчеркивая стремление нового государства задним числом «присвоить» гениев прошлого. Так, на его полотнах фигурируют надписи «Поллок чи поляк?», «Malevich was born in Kiev» и т. д.
В проекте «Romantica» Силантьев позиционирует Украину как аграрную страну, которая так и не преодолела внутренние комплексы и не обрела национальную идентичность. Автор, кстати, также в поиске своей идентичности: на открытие вернисажа львовский художник и уроженец Южно-Сахалинска пришел в кипе — в надежде обнаружить у себя еврейские корни.