Економіка

будущее

Мир не готов к электромобилям

Мир не готов к электромобилям

2016 год для BMW не задался — по крайней мере, если следовать ее высоким стандартам. Да, продажи были рекордными, но норма прибыли оказалась самой низкой с 2010 года, составив 8,9%. В результате прибыль оказалась ниже прогнозов аналитиков, и акции упали в цене.

На этом фоне решение главы компании Харальда Крюгера вновь подтвердить актуальность стратегии, нацеленной на производство беспилотных, подключенных к интернету, электрических и предназначенных для совместного использования автомобилей вызывает вопросы — ведь именно ее реализация и вызвала падение рентабельности.

Революция электрического транспорта у всех на устах, и страх остаться позади (в сочетании с усилиями регуляторов) может стать источником дорогостоящих ошибок. Дело в том, что современный электромобиль концептуально несовместим с нашим сценарием использования личного транспорта, а экологическим эффектом подобного перехода во многих странах можно пренебречь.

BMW хочет, чтобы к 2025 году 15−25% продаж приходились на электрический транспорт, но с 2013-го баварцам удалось продать лишь 70 тыс. машин i-серии, и прибыль далеко не покрыла стоимость разработки этих моделей, составившую 4 млрд евро.

Другие компании с большими инвестициями в этой области тоже продают меньше, чем хотели. Renault-Nissan планировала реализовать с 2010 по 2016 год 1,5 млн электромобилей, но, по данным Bloomberg Intelligence, этот план был выполнен всего на 28%. В итоге, несмотря на все субсидии и налоговые льготы, электромобили составляют лишь около 1,2% мирового рынка.

В относительном выражении рынок растет быстро — в 2011 году доля таких машин составляла всего 0,1% — но в абсолютных числах число электромобилей на дорогах совершенно непропорционально поднятому вокруг них шуму.

Вкладываясь в подобные реформы, компании верят отчетам ничем не рискующих экспертов. Например, недавно McKinsey выпустила доклад, в котором утверждается, что потребительский интерес к электромобилям растет. И получается, что производителем нужно только постепенно улучшать технологию, не забывая ее рекламировать. Возможно, придерживающиеся такой точки зрения принимают желаемое за действительное, ведь современные электрокары предназначены для конкретного сценария использования, распространенность которого не растет, а снижается.

Большинство электрических автомобилей при идеальных условиях проходят на одном заряде около 400 км, при этом зарядка от существующих источников энергии занимает часы — и даже 30 минут, которые обеспечивают станции Tesla Supercharger, в долгой поездке неудобны. Да, такая машина отлично подходит для человека, который живет в пригороде в собственном доме (тогда зарядка ночью не проблема) и работает по стандартному графику в городе, где днем машина тоже может стоять на зарядке. Для такого случая существующая инфраструктура подходит. В Германии на каждую общественно-доступную зарядную станцию приходится всего три автомобиля, и даже в Норвегии, где электромобили занимают четверть рынка, это число доходит лишь до 13. Во время недавней поездки в Амстердам я заметил, что зачастую единственное свободное парковочное место в округе — это площадка около зарядной станции, где бензиновым автомобилям вставать запрещено.

Проблема в том, что этот идеальный сценарий устаревает. Люди все чаще пользуются общественным транспортом — даже в США, где он плохо развит. Также они меньше водят в городах и все чаще используют велосипеды. Молодые специалисты выбирают жилье поближе к работе, что ускоряет джентрификацию районов, прилегающих к центру, а когда машина все же нужна — используют различные сервисы аренды и совместного использования.

Электромобили широко используются в каршеринговых программах, поскольку между поездками клиентов они могут стоять на зарядке. Но большая часть прибыли автопроизводителей поступает от продаж индивидуальным владельцам, которым нужна машина, чтобы иметь возможность в любой момент отправиться за покупками или в загородную поездку, а не ждать несколько часов, пока она зарядится. Пока не случится какой-то технический прорыв, постепенное увеличение запаса хода не позволит догнать по этому параметру бензиновые автомобили, и при нынешней технологии изготовления батарей ждать быстрой зарядки на большинстве станций тоже не приходится.

Психологи говорят о тревоге по поводу разряжающейся батареи электромобиля как об отдельном феномене, но на самом деле это технологическая, а не психологическая проблема. Производители работают (и успешно) над снижением стоимости батарей, но потребителю также очень важна гибкость, которую дает большой запас хода и почти мгновенная дозаправка бензиновой машины.

Шумиха, оптимистичные прогнозы и давление регуляторов вынудили автопроизводителей делать машины на основе неразвитой, незрелой технологии, и конкуренция на этом рынке уже сильна. Правительства добиваются развития зарядной инфраструктуры, коммунальные службы учатся справляться с изменившимся графиком и объемом потребления энергии, а McKinsey призывает к повышению осведомленности потребителя через рекламные кампании, но, возможно, все эти усилия не оправданы — даже с точки зрения заботы об окружающей среде.

В странах, где живет большая часть населения нашей планеты, технологии производства электроэнергии таковы, что электромобиль оставляет примерно такой же «углеродный след», что и традиционный транспорт. Для большинства европейских стран гибридные автомобили вроде Toyota Prius ничем не хуже.

Экологически чистыми электрокары становятся только там, где используется большая доля неископаемых источников энергии (в Бразилии это гидроэлектростанции, а во Франции — ядерная энергетика). Toyota Prius выбрасывает в атмосферу примерно столько же углекислого газа, сколько образуется при производстве энергии, необходимой для заправки электромобиля. В США, причем в штатах, где электростанции в основном работают на угле, например, в Западной Вирджинии, объем выбросов электромобиля не сильно отличается от выхлопа традиционной машины.

Конечно, уже немного поздно, но, если нам удастся несколько замедлить усиление регулирования в этой сфере, у автопроизводителей появится шанс предоставить потребителю желаемую гибкость. И в этом случае массовое производство электромобилей не начнется до тех пор, пока возобновляемые источники не займут большую долю в генерации электроэнергии — то есть пока в этом не появится смысл в контексте защиты окружающей среды.

Источник: Bloomberg

Завантаження...
Комментарии (13)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 22 марта 2017, 17:45

-- 》 --》 --》 Yaroslav Zadorovskyy

" Все смешалось - кони, люди ... " :)

Ну скажи на милость, причем тут РФ и Путин?

Удивительно сколь доверчив народ. :(

Все эти господа типа масков вкладывают НЕ СВОИ миллиарды, а миллиарды инвестиционных компаний, а сами эти компании берут деньги под высокий процент у обычных граждан, причем ни Маск, ни инвесткомпании не отвечают за результат.

Вот я и предупреждаю, что массовый электромобиль это на сегодняшний и на завтрашний день - чистой воды блеф или пузырь, как принято говорить. Маск и инвест компании окажутся в плюсах, а люди, доверившие им свои деньги в минусах. Ничего личного - только бизнес. :)

А в США действительно получаю 220-240 вольт допотопным способом. Спроси у знающих людей - они подтвердят.

Нефть и газ действительно всему голова. Это и пластмассы, и топливо и миропорядок. В Сирии по твоему за демократию так рубятся? Причем весь мир рубится.

Так что нефть и газ еще лет сто буду править бал. Хочешь ты этого или не хочешь ... . Такова, как говорили классики марксизма-ленинизма, объектиная реальность. Не глупые ребята я тебе скажу были. Я их много работ прочел, когда еще солдатом в СА служил, в ленинской комнате было полное собрание сочинений, так что не зря два года прошли :)

0
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 22 марта 2017, 13:05

-- 》 --》 --》 Yaroslav Zadorovskyy

Стат. данные официальные, а не из Вики, не могут быть на сегодня свежее чем за 2015 год, а Вики это для детей, не более того.

Я ж посчитал сколько нужно дополнительно энергии что б обслуживать электромобили, я исходил из самых экономичных, nissan leaf и получилось, что нужно построить еще 1000 энергоблоков таких как на Запорожской АЭС. Я считал при условии что все авто будут переведены на электропривод. Если электромобили составят к какому-то там году 30%. то построить надо будет не 1 000, а 330 блоков - все равно неподъемная задача. Если ты знаешь откуда взять энергию без строительства электростанций - напиши, интересно.

По поводу сети, я ж тебе написал как получается 220-240 В. К розетки подводят провода сразу от двух сетей и в противофазе они как раз дадут столько вольт. Но это танцы с бубном, хотя бы потому, что проводов надо в два раза больше, прокладывать-то к каждой розетки надо две сети. Вот интересно было бы прикинуть сколько надо проводов дополнительно проложить и сколько это стоит.

А в СССР была создана самая лучшая энергосистема. Потому, что она с нуля строилась под руководством единого центра. А в США сначала были независимо построены много маленьких сетей, а потом объединены все вместе. Вот поэтому у них это проблема намбер ван :) Про нее не говорят, ну так о проблемах никто никогда и не говорит.

Ну и про миллиарды маска и пр. Все, кончились миллиарды. Трамп прямо сказал почему они кончились, но кто интересовался этими вопросами знал, что это закономерный финал вывоза капитала на развивающиеся рынки. :)

0
Yaroslav Zadorovskyy 22 марта 2017, 15:07

То есть ссылки на десятки официальных источников на которые вики ссылается вам не подходят, зато подходят слова всего одного функционера компании с более чем 20% вложениями от российских олигархов и шайки Путина в том числе? Кто бы сомневался! :)

Все с вами ясно, уважаемый. Продолжайте дальше писать опусы от балды о том как в пещерах США огнивом получают 240 вольт, где взять электричество через 20 лет и прочие бредни. Дискутировать с кремлевским троллем на тему нефть всему голова, все развитые страны - идиоты и без РФ весь мир загнется - ни разу не интересно.

1
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 21 марта 2017, 14:40

-- 》 --》 --》 Yaroslav Zadorovskyy

Заходи на сайт InsideEVs точка com и смотри данные: В США в 2015 году продано всего 17 354 111 автомобилей, из них электро- только 116 540 штук , что составляет всего-навсего 0.6 % от общего числа продаж :) Это статистическое агентство тоже ошибается? Так же как и вице-президент Magna International Europe AG ? :)

Так что не спорь, нет для электромобилей ни мощностей для производства электроэнергии, ни инфраструктуры для зарядки, а самое главное - нет денег что бы это все построить. Поэтому этим никто и не занимается.

Плюс ко всем проблемам добавляется одна, почти неразрешимая. В США сеть 110 - вольтовая, она с бытовыми приборами с трудом справляется, не то что с зарядкой электромобилей. Они правда, что б получить 220 вольт подводят к дому по две цепи в противофазе и так выходят из положения, но это извращение чистой воды, для стиральной машины прокатит, а вот для зарядки авто - нет. Так что в гараже заряжать не получится. А переделывать всю сеть, когда у страны долг в 21 трлн. $, как-то вообще нереально имхо. Поэтому доля электромобилей и составляет всего 0, 6 %.

0
Yaroslav Zadorovskyy 22 марта 2017, 12:10

Вы б еще 2010 год вспомнили :) Читайте хоть Вики - продажи только в США в 2016 - 157 200 электрокаров = 0.91% то есть за год прирост в 30+% продаж. Но даже США тут проигрывает Китаю - 507 000!!!(1.8%) и ЕС - 222 200 проданных электрокаров в 2016 (1.3%). Кстати, в Норвегии 29% ив Швеции - 21% от общих продаж - электрокары. Никто не ошибается - просто делать прогнозы по революционно растущим рынкам - глупейшая затея.

Я вообще не спорю, это вы почему-то решили, что ведущие автопроизводители вместе с тем же Маском - круглые идиоты и просто так вбухивают миллиарды в разработку собственных электрокаров - делать им больше нечего :) Теперь читаем о прогнозах от +- именитых аналитиков: "Morgan Stanley has released a new report estimating that electric car sales will increase become 10 to 15% of the global new car market by 2025. That is three time the rate the investment banking house has projected in the past." Оказывается производители не такие уж и дураки, где там ваш 1%? :))

Ну и наконец о 110 Вольтовых сетях в США. Сразу видно вы никогда не были в США, да и не интересовались этим вопросом, а просто далдоните глупости еще со времен советской эры о том "какие убогие пиндосы - даже в розетках у них 110 , а не 220". На самом деле уже давольно давно во все домохозяйствах и офисах США к щиткам подведено 240 вольт и только от щитков в обычные розетки идет 120 - для безопасного пользования и снижения несчастных случаев. Все кондиционеры, машинки стиральные, обогреватели - все подключены к 240. На том же сайте Теслы (вот они, тупые американцы - не знали, что у них в стране повсюду 110) всюду висит информации по зарядке из 240 вольтовой сети!

2
Yaroslav Zadorovskyy 20 марта 2017, 23:17

Евгений Макалистов не мелите ерунды - в США суперчарджей по всем основным трассам - куда не плюнь. Может мы о разных сайтах говорим? На официальном сайте зарядка до 300 миль (480 км) гаражной розеткой 8.5 часов, то есть за время сна. Суперчардж зарядит на 275 км за 30 минут - время обеда. Вопрос - часто ли человек проезжает больше 500 км в рядовой день?.. Что-то ваш эксперт ошибся, уже в 2016м было продано более 2 млн электрокаров и это уже почти 1% рынка. Нефть - это пережиток, это знают в ОПЕК, но почему-то никак не поймут у нас.

1
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 20 марта 2017, 16:28

--》》 Yaroslav Zadorovskyy

Тесла S заряжается за 29 часов от обычной сети и за 1.5 часа от специальной зарядной станции (сайт Теслы тебе в помощь :) ). Но быстрая зарядка портит аккумулятор, он просто прослужит на порядок меньше, а стоит он для Nissan Leaf 6000 $, для Теслы S не знаю, но так как для Теслы емкость аккума в три раза больше, то и стоить он должен примерно в три раза дороже. Станции для зарядки кто будет строить? И где их располагать? За городом? Ну тогда нафиг нужен автомобиль, если он заряжается в 30 км от дома :)

Так что 8 минут на зарядку Теслы S это ты сам видимо придумал.:)

А вот что говорит вице-президент Magna International Europe AG Хуберт Хегль: " Электромобиль будет иметь долю в 1%, а гибриды займут к 2020 году 3-5%". Откуда ты взял 70% только Всевышний ведает. :)

Но дело даже не в деньгах. Нефть - это прежде всего не энергоноситель, нефть - это прежде всего МИРОПОРЯДОК.

Судя по тому какая рубиловка идет за нефть на Ближнем Востоке (и не только там), экономически обоснованных технологий для перехода на электропривод не существует и нет оснований считать, что они появятся в обозримом будущем.

Подумай над этим.

0
Yaroslav Zadorovskyy 19 марта 2017, 12:24

Хорошая статья на тему "Альтернатив донбасскому углю/русской нефти нет." Еще откровенно "улыбают" околоматематические анализы по типу "В относительном выражении рынок растет быстро но в абсолютных числах число электромобилей на дорогах совершенно непропорционально поднятому вокруг них шуму." - как считался уровень поднятого шума и какова его пропорциональность числу электрокаров?

4
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 15 марта 2017, 15:33

Хорошо, Надежда, для Вас я готов посчитать поточнее, даже самому интересно. :)

Сегодня в мире вырабатывается 18439 ТВт электроэнергии. Если перевести все автомобили на электропривод, а это 1 млрд. автомобилей, нужно сгенерировать еще как минимум 10000 ТВт (аккумулятор, например, в Nissan Leaf имеет 24 кВт, на грузовик придется ставить на порядок более емкий, грузовые авто составляют примерно 1/8 часть от всего парка авто). Для этого придется построить 1000 энергоблоков, примерно таких, какие функционируют на Запорожской АЭС. Сейчас в мире работает 450 блоков и еще 50 строятся. Средняя стоимость энергоблока составляет 3.5 млрд $, итого это все дело будет стоить в районе 3.5 трлн.$ - это, что бы был понятен масштаб цифр, годовой бюджет США. Столько свободных денег нет в мире. Нет ни денег, ни сил что бы эту грандиозную стройку реализовать.

Строить тепловые и гидро- электростанции такой мощности не представляется возможным из-за экологических проблем. Ветровые, солнечные и прочая экзотика нестабильна, пасмурно или штиль, и все - хлеб в магазин уже не на чем будет завезти.

Да и сырья для выработки топлива для АЭС имеется всего на 150 лет. Правда в России запускается в настоящее время на Белоярской АЭС единственный в мире энергоблок по восстановлению отработанного топлива, так восстанавливать топливо можно до 10 раз, то есть получается что топлива для АЭС хватит на 1500 лет, ну а с учетом того, что количество энергоблоков для обеспечения энергией электромобилей нужно удвоить, топлива хватит на 750 лет. Вроде порядок с запасами, если все будет нормально с технологией восстановления.

Но вердикт прежний, строить не на что и некому. Значит электромобили будут оставаться экзотикой еще долго. Да и ездить на таком авто быстро не получится, иначе аккумулятор будет быстро разряжаться, сила сопротивления воздуха пропорциональна квадрату скорости. Не забыли еще школьный курс физики? :)

0
Yaroslav Zadorovskyy 19 марта 2017, 13:14

Интересная страшилка, особенно если мерить все глазами российской отстающей сырьевой экономики, да еще и технологиями сегодняшнего дня, а не 2015 года. Не забуду статью еще одного "аналитика", кажется в Форбс, где тот в конце 90х описывал абсурдность гибридных авто и просчитывал удар по экономике США, когда придется достраивать полосу разгона Приусов на каждом мало-мальском шоссе. Через 16 лет 70!!!% рынка пассажирских авто и еще 25% грузового и городского транспорта - гибриды.
Не знаю откуда у вас цифры, но на момент 2017 года почти все развитые страны не только не испытывают нехватки в электроэнергии, но и не знают куда ее девать, притом что активно ее продают в другие страны. Одни Германия и Скандинавия вырабатывают на 20-30% сверхнормы потребляемой энергии, причем это все "зеленые" киловатты. Одни только США ЕЖЕГОДНО вкладывают десятки миллиардов долларов в развитие возобновляемых источников энергии. По миру цифра перевалила за 300 миллиардов в год. Прогресс не стоит на месте - возможности графеновых элементов были открыты в 2004м а в 2014 фабрика в Испании запустила свою линию, в 2016м представлены первые продукты с временем заряда авто типа Тесла S в 8 минут и дальностью поездки в 1000+ км. Но это цивилизованный мир - у нас, конечно, электромобили будут оставаться экзотикой еще долго - с этим я на 100% согласен.

2
Yaroslav Zadorovskyy 19 марта 2017, 13:14

2025 года.

0
Надежда Година 14 марта 2017, 20:21

Евгений очень пессимистичное мнение. А откуда взялось электричество на кондиционеры, электро чайники, стиральные машинки и т.д. Потребление увеличилось в сотни раз за последние двадцать лет. И решается это вопрос модернизацией уже имеющегося электростанций, технологии не стоят на месте, как некоторые люди. А утилизировать должны предприятия которые это производят, а платить за это будет конечный ***. Только который умеет зарабатывать и понимает на что он тратит. А не тот который кричит "откуда брать" так как сам заработать не может и всех равняет по своему достатку.

0
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 14 марта 2017, 08:22

Прежде чем мечтать об электромобилях, хорошо бы подсчитать сколько нужно построить дополнительно электростанций, что б заряжать их аккумуляторы. А построить надо будет, как минимум, еще столько же. Ну какие деньги будем строить? :) И сколько времени это займет? Как с экологией будут дела обстоять? А отработавшие свое аккумуляторы куда девать будем, за чей счет утилизировать и где?

Так что электромобиль это дорого, а потому нет никакой альтернативы двигателям внутреннего сгорания, и так будет еще очень и очень долго. А все остальное это бла-бла-бла ... .

2
реклама
реклама