В Киеве 5‑6 ноября World Economic Forum (WEF) собрал рабочую группу почти из 200 политиков, бизнесменов и экспертов для обсуждения трех предварительных потенциальных сценариев развития Украины в ближайшие 10‑15 лет.
Разработкой трех возможных траекторий развития страны международная организация занялась в начале 2013 г. по просьбе администрации президента Украины.
Окончательный отчет с будет представлен в январе 2014 г. во время ежегодных встреч WEF в Давосе. Впоследствии рекомендации специалистов будут использованы для разработки общей стратегии развития Украины на долгосрочную перспективу.
Как рассказал «Капиталу» заместитель руководителя департамента стратегического прогнозирования и младший директор WEF Стефан Мергенталер, отвечающий за разработку отчета в международной организации, в фокусе презентованных первых черновиков сценариев два направления: развитие внешней среды и качество институций внутри страны, в том числе инвестиционного климата, верховенства права, образования, гражданского общества.
Окончательный отчет с тремя сценариями, подготовленный на основе прошедших в Киеве дискуссий, будет представлен в январе 2014 г. во время ежегодных встреч WEF в Давосе
Обсуждение сценариев проходило за закрытыми дверями, поскольку целью дискуссий, отмечает швейцарский эксперт, было создание комфортной атмосферы для проведения конструктивного и откровенного диалога между различными заинтересованными лицами.
По словам исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, который входит в рабочую группу по работе над одним из сценариев, речь шла о двух взаимоисключающих прогнозах, предусматривающих восстановление мировых товарных рынков одновременно с реализацией реформ внутри страны или отсутствие как восстановления, так и реформ, а также об одном промежуточном варианте, когда проведение реформ не сопровождается восстановлением товарных рынков за рубежом.
Оптимистический сценарий
Первый из трех сценариев, копия которых есть в распоряжении «Капитала», предполагает проведение правительством институциональных реформ и снижение цен на энергоресурсы на фоне восстановления внешних рынков. Это обеспечит приток новых инвестиций в разные сферы экономики.
Как результат, синергия между отдельными отраслями и инновационными предпринимателями заложит фундамент для постепенной трансформации экономики. Это в свою очередь поможет сформироваться растущему и интернационально мобильному среднему классу, который будет усиливать ожидания создания еще более эффективных институций и станет играть центральную роль в создании стоимости в экономике.
Правда, что именно заставит правительство изначально запустить процесс реформирования, который затем приобретет цикличный характер, пока неясно. Стимулом для этого может стать подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, в необходимости которого, по словам Мергенталера, участники встречи были практически единодушны.
«Но подписать соглашение и принять на себя обязательства недостаточно. Вопрос — в реализации, сохранении и усилении изменений, обусловленных соглашением, в долгосрочном периоде», — говорит эксперт WEF.
Кроме того, критику при обсуждении вызвало и предположение о снижении стоимости энергоносителей при возрождении товарных рынков — это, наоборот, должно привести к росту спроса и, соответственно, цен на энергоресурсы.
Пессимистический сценарий
Второй вариант отражает, «что будет, если ничего не делать» — так охарактеризовал его участвовавший в дискуссии народный депутат Петр Порошенко (внефракционный). Эта версия основана на предположении, что, несмотря на ухудшающиеся экономические условия, «ожидание быстрого восстановления приведет к самоуспокоению и неспособности провести институциональные и бизнес-реформы».
В таком случае при сохранении высоких цен на энергоносители неэффективный и нереформированный энергетический сектор будет ухудшать фискальный дефицит через слишком быстро растущие государственные расходы. «Осознание инвесторами ухудшающейся фискальной ситуации и возможного кризиса платежного баланса приведет к оттоку капитала и утечке мозгов», — допускают эксперты WEF.
В свою очередь слабеющее состояние экономики вызовет растущее недовольство населения, и, чтобы сгладить его, власти могут прибегнуть к популизму «для оправдания отсутствия прогресса».
По мнению президента Kyiv School of Economics и старшего консультанта сети Институтов стратегии голубого океана Павла Шереметы (один из разработчиков сценариев), именно второй вариант наиболее вероятен, поскольку, с одной стороны, он не основан на независящем от нас улучшении внешних рынков, а с другой — отражает текущее положение украинской экономики.
Умеренный сценарий
Третий прогноз предполагает, что слабый спрос на традиционных рынках сбыта заставит украинскую экономику переориентироваться на рынки по ту сторону Черного моря, чьи суверенные фонды из развивающихся стран могут стать основным источником инвестиций.
«Украине важно развивать новые торговые партнерства, сохраняя существующие торговые связи, — подчеркнул Мергенталер. — Надо искать новые возможности в глобальной экономике, где центры роста расположены в развивающихся странах. Регион Персидского залива и Северная Африка были названы важными новыми источниками спроса и инвестиций в страну».
Согласно проекту, при условии, что в Украине одновременно будут реализованы необходимые реформы, партнерство со странами Персидского залива принесет стратегические инвестиции в транспортную инфраструктуру и цепь создания добавленной стоимости в пищевой промышленности, превратив Украину в пищевой центр для развивающихся стран.
Правда, по мере того как институции будут улучшаться, они все равно «останутся приспособленными под крупное промышленное производство и будут неблагоприятными для малых и средних предприятий, которые попытаются ухватиться за эти новые перспективы».