Министерство финансов отчиталось о выполнении госбюджета за пять месяцев. Доходы сводного бюджета в январе-мае выросли на 2,5 % (до 175,4 млрд грн), а госбюджета — на 1,4 % (до 135,3 млрд грн). Однако расходная часть росла быстрее. Общая сумма кассовых расходов сводного бюджета за этот период увеличилась на 13 % (до 197,1 млрд грн), а гос бюджета — на 13,4 % (до 153,8 млрд грн). Таким образом, дефицит сводного бюджета за пять месяцев составил 21,7 млрд грн и в 4,5 раза превысил соответствующий показатель прошлого года.
Дефицит государственного бюджета по итогам пяти месяцев, согласно сообщению, опубликованному на официальном сайте Минфина в четверг, достиг 18,488 млрд грн. Это в пять раз больше, чем за отчетный период минувшего года. Этот показатель составляет 36,6 % от годового лимита, установленного на 2013 г. — 50,585 млрд грн. По словам директора «CASE Украина» Дмитрия Боярчука, рост дефицита связан прежде всего с рецессией в экономике и, соответственно, со снижением поступлений в общий фонд госбюджета.
Об этом свидетель ствует и сбор от налога на добавленную стоимость — крупнейшей статьи дохода. Поступления от НДС за январь-май практически остались на том же уровне, что и годом ранее — 74,96 млрд грн против 74,4 млрд грн, сообщило министерство. При этом бюджетное возмещение НДС денежными средствами осуществлено на 23,7 млрд грн, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. на 4,5 млрд грн.
«Правительство закладывало рост ВВП на уровне 3,4 %. У нас же по факту наблюдается падение, что приводит к недобору по НДС. Сейчас по автоматическому возмещению этого налога уже идет существенное превышение.
Поэтому в июле, вероятнее всего, мы увидим сокращение объемов возврата», — прогнозирует руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
По мнению Дмитрия Боярчука, в такой ситуации у правительства остается все меньше «поля для маневра», а распределить расходы на следую щие периоды может не удасться из-за низкого выполнения доходной части бюджета. «Такой рост дефицита — свидетельство приближения фискального кризиса. И если не будет возможности выходить на внешние рынки, появится риск серьезных всплесков гривневой ликвидности посредством эмиссии», — считает эксперт.
В перспективе, по мнению Александра Паращия, ситуация с бюджетом будет лишь ухудшаться.
Отчасти это признают и в правительстве. Оно будет вынуждено активизировать поиски способов наполнения бюджета, например, или путем возврата НДС векселями, или урезанием налоговых льгот. В частности, могут быть пересмотрены льготы сельскому хозяйству, полагает специалист.
«В агросекторе достаточно хорошая динамика поступлений из неправительственных фондов», — говорит начальник управления макроэкономических исследований Укрсоцбанка Тантели Ратувухери. Введение финансовых векселей также может снизить нагрузку на бюджет, если законопроект, предусматривающий изменения в Налоговый кодекс, будет принят парламентом в целом (21 июня Верховная Рада приняла этот документ в первом чтении).
Но безболезненных способов решить проблемы у правительства осталось не так уж много. Чтобы найти недостающие средства, Кабмин должен будет стимулировать рост инфляции и увеличить заимствования. «Правительство уже сейчас ищет способы покрыть дефицит. Только на прошлой неделе было осуществлено заимствование на 1,6 млрд грн со сроком обращения 132 дня. А это уже пожарные меры», — утверждает Тантели Ратувухери.
Однако если на внутреннем рынке правительство еще сможет привлекать ресурсы за счет краткосрочных заимствований, то с заимствованиями на внешнем могут возникнуть сложности. Украина вряд ли сможет заимствовать средства по апрельской стоимости, когда разместила десятилетние долларовые еврооблигации на $ 1,25 млрд с доходностью 7,5 %.
Кроме увеличения госдолга, по мнению Дмитрия Боярчука, Кабмин также будет вынужден стимулировать инфляцию для получения дополнительного инфляционного дохода. По его словам, мягкая девальвация и рост тарифов может вполне устроить и Международный валютный фонд, с которым Украина ведет переговоры о предоставлении нового кредита.
Еще одним средством пополнения дефицита госбюджета может стать приватизация. Пока, согласно информации Минфина о состоянии бюджета, от приватизации госимущества за январь-май поступило лишь 57,7 млн грн, тогда как за тот же период 2012 г. — 5 млрд грн. «Нынешние поступления — это копейки. Даже с учетом июньских поступлений на уровне чуть более 100 млн грн — этого недостаточно, чтобы выйти по этой статье к запланированному на 2013 г. уровню в 10,9 млрд грн», — подчеркнул Александр Паращий.
Во втором полугодии Фонд госимущества планирует продать государственные пакеты акций ряда энергокомпаний, обл- и горгазов, ТЭЦ и угольных шахт. Предполагается выставить и несколько крупных предприятий — «Турбоатом», «Сумыхимпром» и Одесский припортовый завод. От сделки по продаже последнего председатель ФГИ Александр Рябченко планирует выручить от 5 млрд грн до 7 млрд грн.
Дмитрий Боярчук считает, что сравнительно безопасным вариантом на краткосрочный период может стать и денежная эмиссия. Он не исключает и возможного секвестра расходной части бюджета. Правда, к такому варианту, возможно, и не придется прибегать. Тантели Ратувухери добавил, что определенная активизация экономики уже ожидается со второго полугодия и не исключено, что ситуация с бюджетными поступлениями стабилизируется.