Кабинет министров одобрил проект постановления «О внесении изменений в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения». Этот документ разрешает морским судам, которые заходят в украинские порты, сбрасывать изолированный балласт без каких‑либо проверок со стороны экологов.
Принятие документа должно упростить судовладельцам процедуру оформления судна контролирующими органами при заходе в порт и способствовать повышению привлекательности украинских морских портов.
Жестче некуда
20 лет назад Украина подписала Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73 / 78), согласно которой изолированный балласт в морских судах сбрасывается без всяких ограничений и проверок со стороны экологов.
Изолированный балласт — забортная вода, которая накачивается в специальные емкости на судне с целью придания ему большей устойчивости. После швартовки судна у причала балласт сливается в акватории порта. Согласно МАРПОЛ 73 / 78, применение судами изолированного балласта является максимально эффективным способом предотвращения загрязнения морской среды, поскольку полностью исключает попадание в нее загрязняющих веществ.
В то же время, согласно Правилам охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения, слив изолированного балласта считается сбросом загрязняющих веществ, а Государственная экологическая инспекция в Украине продолжает контролировать качество воды в изолированном балласте морских судов, заходящих в порты Украины.
В пояснительной записке к проекту постановления Кабмина сказано, что требования к качеству воды в изолированном балласте намного жестче, чем требования к качеству питьевой воды. В частности, предельно допустимая концентрация железа в балласте составляет 0,05 мг / куб. дм — на уровне нормы концентрации железа для дистиллированной воды, и она в шесть раз жестче, чем норма для питьевой воды (0,3 мг / куб. дм).
Кроме того, невзирая на контроль, после уплаты судном штрафа за «загрязнение изолированным балластом» его сброс происходит в любом случае. Таким образом, любое судно, заходящее в украинские порты, практически без вины с его стороны обречено на штраф, говорится в пояснительной записке к проекту постановления.
Проверка идет, судно стоит
По словам руководителя южноукраинского филиала юридической компании Arzinger Андрея Селютина, сотрудники экологической инспекции после захода судна в порт проводят анализ воды из изолированного балласта и до его окончания запрещают сбрасывать балласт и проводить загрузку судна.
«К сожалению, на практике это, во‑первых, приводит к простою судов, а во‑вторых, создает поле для коррупции», — отмечает эксперт.
«Проект постановления направлен на уменьшение риска совершения коррупционных правонарушений», — говорится в пояснительной записке к документу, который был разработан Министерством инфраструктуры еще в феврале прошлого года.
По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, час простоя судна у причала обходится судовладельцу в примерно $ 10 тыс. в зависимости от размера судна.
$ 100 000 может составить штраф за простой судна, пока проводится его экологическая проверка
«Соответственно, за несколько часов на одно судно «набегает» $ 50‑100 тыс.», — уточняет он. По словам Вовка, крупные компании, суда которых регулярно заходят в украинские порты, могут терять на экологических проверках сотни тысяч долларов.
Согласно данным специализированного информационного агентства «Морские бизнес-новости Украины», за 9 месяцев 2013 г. в украинские порты зашло более 10 тыс. судов, из них грузовых — около 7 тыс.
По словам председателя государственного предприятия «Администрация морских портов Украины» Юрия Васькова, судно, которое заходит в украинский порт для приема груза на экспорт или транзитом (это около 80 % переработанных украинскими портами грузов), как правило, заходит с балластом.
Экологические проверки в Украине изолированного балласта, не предусмотренные международными конвенциями, приводят к повышению ставок фрахта и снижают конкурентоспособность украинских портов.
Экологи настаивают
Государственная экологическая инспекция северо-западного региона Черного моря на запрос «Капитала» сообщила, что за 2012 г. за счет сброса загрязненных балластных вод Украине были нанесены убытки в размере 4,3 млн грн.
За 9 месяцев 2013 г. было 44 случая сброса загрязненных балластных вод, сумма штрафов составила 3,8 млн грн. На какую сумму было наложено штрафов за сброс именно изолированного балласта, в ответе Госэкоинспекции не указано.
Ведомство также сообщило, что за последние годы в Украине установилась тенденция снижения количества сброшенных в портах балластных вод, не соответствующих нормативам качества, прописанным национальным законодательством.
«Систематические проверки Госэкоинспекцией качества балластных вод в портах заставляют судовладельцев проводить действия по предотвращению загрязнения территориального моря Украины загрязненными балластными водами», — говорится в ответе ведомства «Капиталу».
Госэкоинспекция считает, что экологическое качество морских вод в акваториях портов находится на удовлетворительном уровне, что свидетельствует об эффективности принятой в Украине системы менеджмента по контролю за балластными водами. Поэтому экологи хотят продолжить проверки.
Как сообщил «Капиталу» Васьков, постановление Кабмина было одобрено с оговоркой, что Министерство инфраструктуры и Минэкологии доработают его. Два разных источника «Капитала» сообщили, что экологи хотят оставить за собой право проверять изолированный балласт судов, которым больше 30 лет.