Национальная комиссия, осуществляющая регулирование в сфере связи и информатизации, продлила «Датагруп» лицензии на оказание услуг по решению судов двух инстанций. Об этом говорится в решении регулятора от 5 ноября.
Частный случай
Теперь оператор имеет право заплатить за лицензии лишь 30 % стоимости — 2,7 млн грн на международную связь и 1,4 млн грн за междугородную, — а не получать новые. Впрочем, это все равно гораздо больше, чем цена, по которой компания получала разрешительные документы в 2008 г.
Из материалов дела следует, что оператор оформлял лицензии по льготной цене. Компания в 2008 г. заплатила лишь 6 % от стоимости лицензий, так как в документе указывалось, что для предоставления услуг будет использоваться только IP-телефония.
Таким образом, международная лицензия обошлась «Датагруп» в 530 тыс. грн, плюс еще примерно по 20 тыс. грн — на каждую область за междугородную связь. Но продлить льготную лицензию у компании уже не было возможности: в январе 2010 г. вступили в силу новые лицензионные условия, в которых отдельная лицензия на IP-телефонию не предусмотрена.
Неудачный эксперимент
В общей сложности с 2004 г. государство выдало компаниям около 100 лицензий на IP-телефонию. Примерно 30 из них — общеукраинские на международную связь. Госсвязи проводила тогда эксперимент по популяризации этого вида связи, вспоминает один из бывших сотрудников регулятора.
IP позволяет передавать данные и голос по одним лишь интернет-каналам, что менее затратно, чем традиционная телефония. Сейчас все новые технологии связи используют такую модель в качестве основы.
Но у эксперимента с IP десятилетней давности была и обратная сторона медали. Льготная стоимость лицензий позволила ряду компаний, в отличие от «Датагруп», даже не имеющих своих сетей, выйти на рынок «международки» и паразитировать на сетях общего пользования.
2,7 млн гривен придется заплатить «Датагруп» за продление лицензии на международную связь. Льготная цена уже не действует
Бывший член НКРСИ вспоминает, что такие компании занимались рефайлингом: договаривались о покупке трафика с международными телеком-операторами и завершали международные звонки на украинских сетях под видом местного трафика внутри страны.
Пользователям это было удобно. Ведь маленькие операторы, не имея общенациональной сети, а соответственно, и внушительных затрат на ее содержание, выводили тарифы на «международку», в разы меньшие, чем расценки «Укртелекома». Когда мелкие компании «откусили» от рынка 10 % трафика, государство прикрыло лазейку.
Тарифная разница
С января 2010 г. регулятор уже не мог выдавать новые разрешительные документы на IP. Поскольку срок их действия составляет не больше пяти лет, к концу будущего года не должно остаться ни одной лицензии на этот вид деятельности.
Сейчас на рынке осталось всего три компании, которые располагают действующими льготными лицензиями на международную связь.
Впрочем, как выяснил «Капитал», только у одной из трех упомянутых компаний в ближайшее время истекает срок действия лицензии. Речь идет о «Т. Р. Комьюникейшн», владельцем которой является Юрий Корж, известный по его проекту Global Ukraine, а также по системе платежей Global Money (в ней он работает директором по корпоративным отношениям и контролю).
Корж вчера сообщил изданию, что продлевать лицензию по полной стоимости оператор не намерен. «Изменился рынок, проще стало договариваться с существующими операторами по «международке», — отметил он.
Срок действия лицензии у компании истекает в конце ноября. Согласно тарифам «Т. Р. Комьюникейшн», опубликованным на ее сайте, звонок в США обойдется ее клиентам в 0,33 грн за минуту, в Россию — в 0,28‑0,68 грн на фиксированные номера.
При этом стоимость минуты разговора с Соединенными Штатами в сети «Укртелеком» составляет $ 0,36, а звонки на фиксированные номера в России оплачиваются по тарифу 0,9‑2 грн за минуту.
Самые хитрые
Еще две компании — «Новые коммуникации» и «Линком 3000» нашли способ продлить свои лицензии до 2016 г. и до апреля 2017 г. соответственно. Согласно реестру лицензий НКРСИ, регулятор продлил лицензию оператора «Новые коммуникации» по льготной цене в конце 2009 г., за несколько месяцев до вступления в силу новых лицензионных условий.
Причем решение было принято с оговоркой: оно вступало в силу лишь через год — к этому времени у компании как раз истекал срок действующей лицензии. Как объясняет бывший член НКРСИ, некоторые компании знали о нововведениях регулятора и заранее подготовились к ним. Ведь в законе говорится, что заявку на продление нужно подавать не позже, чем за четыре месяца до истечения срока лицензии.
«Линком 3000» пошел дальше. В 2010 г. он продлил лицензию, которая должна была истечь лишь через два года. Причем, если верить данным реестра НКРСИ, лицензия была выдана в апреле 2010 г., спустя три месяца после того, как вступили в силу новые лицусловия, не позволяющие этого делать.
Соучредитель оператора Сергей Булгач точных сроков продления лицензии не припомнил. Он сказал лишь, что заинтересованные IP-провайдеры, естественно, пытались сохранить свою разрешительную документацию. Булгач с 2008 г. также является исполнительным директором Ассоциации IP-операторов.
В своем профайле на LinkedІn он указал, что одной из его задач является взаимодействие с органами государственной власти. Ранее Булгач работал в «Укрчастотнадзоре» и «Укртелекоме». К слову, «Линком 3000» базируется в офисном центре на Соломенской, 3, там же, где расположен и аппарат НКРСИ.
Вторым соучредителем «Линком 3000» является Алла Владимировна Кривуца. Владимир Кривуца до недавнего времени был ректором Государственного университета информационно-коммуникационных технологий. Летом в ходе реформы этот вуз вошел в состав Университета телекоммуникаций. Учебное заведение находится по соседству — на ул. Соломенской, 7.
Время Skype
Сергей Булгач отмечает, что у рынка IP-телефонии без привязки к передаче данных нет будущего. По его прогнозу, через 5‑7 лет телефонии в чистом виде не останется. Будут только сервисы по передаче данных, такие как Skype.
Его прогноз подтверждают и данные Госкомстата. За 9 месяцев доходы операторов в сфере международной и междугородной связи составили 1,7 млрд грн.
Ровно в два раза меньше, чем за тот же период 2009 г., когда государство озаботилось проблемой перетока высокодоходного трафика в IP и решило запретить лицензирование.