Персональный бренд — это сумма впечатлений, которые человек оставляет о себе в течение жизни. С появлением социальных сетей пользователи начали создавать свою личность онлайн.
И часто она весьма отличается от настоящей, причем не в лучшую сторону. Уже сегодня сформировать позитивный персональный бренд в интернете так же важно, как иметь хорошую репутацию в реальной жизни.
Цель и средства
«Чтобы создать персональный бренд в интернете, сначала нужно определиться с целями, — рассказывает руководитель проектов NobletMedia CIS Виктор Гуржий. — Кто‑то хочет слыть экспертом, кто‑то завязать деловые отношения, а кому‑то просто хочется создать позитивный образ». Для этого нужно четко понимать области своей компетенции, что позволит найти нишу и аудиторию.
По словам Гуржия, если человек просто хочет, чтобы его имя высвечивалось в первых строчках поисковиков, для этого достаточно завести учетные записи во всех популярных соцсетях, таких как «ВКонтакте», «Одноклассники», Facebook и Twitter. Кроме того, найти кого‑то в поисковой системе Google будет проще, если он зарегистрирован в Google+. Поисковый гигант, как и положено, хорошо индексирует соцсеть.
Если же человек хочет продвинуть себя как специалиста в определенной области или просто претендует на некую известность, ему стоит задуматься над собственным блогом или блогом на популярных ресурсах, которые соответствуют выбранной тематике.
В последнее время люди начали активно использовать социальные сети вместо блогов, ведь там уже есть аудитория и доступные инструменты для распространения информации. Это значительно упрощает создание персонального бренда, ведь нет необходимости платить за разработку сайта и его продвижение.
Взвешенные коммуникации
«Персональный бренд создается, даже если этого не осознаешь. В таком случае над ним теряется контроль: он строится либо спонтанно, либо его формирует кто‑то за нас», — объясняет известный украинский специалист по PR Ярына Ключковская. Чтобы вернуть контроль, нужно понять, какое впечатление хочется производить на других, и привести в соответствие с ним свою коммуникацию.
Чтобы человека воспринимали как эксперта в своей области, ему необходимо следить за публикациями в социальных сетях.
«Если на вашей странице в Facebook нет ни одной ссылки на статьи в профессиональной области, зато много смешных картинок и неприличных анекдотов, стоит сделать ее доступной только близким друзьям и завести тематическую страницу или блог, — рекомендует эксперт. — Если онлайн-комментарии изобилуют эмоциональными выражениями за гранью фола, то вам будет сложно поддерживать образ зрелого, сдержанного человека».
В целом правила ведения своих страниц в социальных сетях можно свести к простому — «не писать глупости». Тем не менее специалисты по SMM (продвижение в социальных медиа) также советуют не частить с публикациями и осторожно выбирать темы обсуждения. Распространение информации, попавшей в интернет, сложно контролировать. Более того, никогда нельзя спрогнозировать, кому она попадется на глаза.
Анонимность — миф
Украинское государство пока не делает серьезных попыток контролировать интернет. В рейтинге «Свобода в интернете», составленным Freedom House, наша страна занимает 16‑е место из 60.
Однако согласно законодательству, за оскорбления, размещенные пользователем онлайн, правоохранительные органы могут взыскать штраф или заставить принести публичные извинения и выплатить компенсацию за моральный ущерб. В итоге за виртуальные оскорбления можно понести вполне реальное наказание, которое негативно скажется на репутации не только в интернете, но и в жизни.
«Анонимности в интернете не существует, — уверен Руслан Дворковой, владелец студии Life Design, занимающейся продвижением бизнеса онлайн. — Люди еще верят в миф, что ее можно соблюдать, используя псевдонимы. Тем не менее есть методики, которые позволяют вычислить реальных людей, скрывающих свою личность на глобальных просторах». Таким образом, в сети не стоит вести себя так, как не стал бы делать это в реальной жизни.