Політика

конфликт

The Wall Street Journal: «Северный поток 2» разделил Европу на два лагеря

1 26167
The Wall Street Journal: «Северный поток 2» разделил Европу на два лагеря

Отношение к российскому газопроводу вызывает разногласия не только внутри Евросоюза, но и внутри отдельных стран. Так, шведский портовый городок Карлсхамн открыто игнорирует мнение правительства и сотрудничает с Москвой. За одно лишь хранение российских труб он получает $10 млн.

Карлсхамн — небольшой портовый городок в Швеции. На его примере можно изучать методы Путина, который последовательно срывает любые усилия ЕС и США, направленные на ограничение использования российских углеводородов в качестве инструмента влияния на окружающий мир.

В январе местные власти Карлсхамна открыли свой порт для судов Газпрома. Теперь субподрядчику «дочки» российского газового концерна, занимающемуся реализацией 11-миллиардного трубопровода Россия-Германия, разрешено хранить трубы в этом шведском городе — при том, что против выступили и власти Швеции, обеспокоенные российским военным присутствием в Балтийском море, и ЕС с США.

Пер-Ола Мэттсон, мэр Карлсхамна, поддерживающий соглашение, сказал: «Мы не боимся русских, но там, в Стокгольме, их, похоже, боятся».

Путин пытается сохранить статус России как энергетической супердержавы и геополитического игрока на европейской арене, и Швеция — отличный пример его политики, которую можно сформулировать в виде сформулированного еще римлянами принципа «разделяй и властвуй».

Эта скандинавская страна пошла на преобразования в армии и разместила войска на острове в Балтийском море, но не смогла заставить Карлсхамн отказать Газпрому — в Швеции регионы довольно самостоятельны.

Трубопровод «Северный поток 2» должен быть завершен в конце 2019 года. Это один из приоритетных для Москвы проектов, ведь продажи природного газа с помощью трубопроводов приносят России более 10% экспортной выручки. Завершение второй ветки «Северного потока» позволило бы вдвое нарастить пропускную способность существующего трубопровода и обслуживать наиболее прибыльные рынки в обход Украины.

Американские и европейские власти пытались противодействовать строительству, заявляя, что трубопровод увеличит влияние Москвы, а также лишит Украину экономических рычагов и важного источника дохода на фоне российского вторжения на восток страны.

Кремль использует разобщенность и противоречия внутри ЕС — в прошлый четверг представители блока объявили, что у них нет полномочий, позволяющих заблокировать строительство трубопровода. Канцлер Германии Ангела Меркель стала движущей силой европейских экономических санкций против России в ответ на ее действия на Украине, но и она поддерживает «Северный поток 2», называя его коммерческим проектом. Германия — крупнейший импортер газпромовского газа, и она выступает адвокатом проекта внутри ЕС, несмотря на сопротивление многих стран-участниц. Кроме прочего, реализация этого проекта сделает Германию основным хабом, через который будет проходить импорт газа в Европу.

Европейские энергетические компании не могут участвовать в строительстве из-за польского антимонопольного иска, но активно пытаются найти способ не остаться в стороне. Восточные соседи Германии, и, в частности, Словакия и Польша, прямо говорят о том, что «Северный поток 2» — политический проект, призванный увеличить рычаги влияния России. Однако они беспокоятся о сокращении доходов от транзита российского газа, а также повторения ситуации 2009 года, когда Россия поспорила с Украиной по поводу оплаты энергоносителей и прекратила экспорт.

В феврале на конференции в Мюнхене президент Литвы Даля Грибаускайте назвала «Северный поток 2» политическим проектом, нацеленным на расширение сферы влияния России. Тогда как Кремль, Газпром и руководство трубопровода заявляют, что проект не имеет ничего общего с политикой.

22 марта Путин встречался с руководством немецкой химической группы BASF, где заявил, что трубопровод «не направлен против кого-либо из наших партнеров». По его словам, рост потребления газа и падение его производства в Европе сделали проект «абсолютно естественным», и он носит «чисто коммерческий характер». А пока в Европе продолжаются дебаты, строительство постепенно начинается: уже около 700 километров труб, более четверти от общего объема проекта, были завезены в балтийские порты, и каждый день к ним добавляется еще по 5 км, российская же береговая инфраструктура уже строится.

Успешное строительство «Северного потока 2» станет для Путина важной победой, показав тщетность усилий Запада по сдерживанию Кремля. Несмотря на американские санкции, подтолкнувшие Россию к рецессии, Путин и российские компании обеспечили финансирование огромного проекта по добыче природного газа в Арктике и превысили советские уровни добычи нефти. В последние годы ЕС удалось обуздать желание Газпрома диктовать цены на газ. Новые законы и трубопроводы позволяют соседям делиться топливом друг с другом, а построенные заводы позволяют вести импорт сжиженного газа.

Тем не менее России удается занимать сильные позиции — в основном, за счет низких цен и доступности газа. Например, в прошлом году, по заявлению Газпрома, компания поставила в ЕС более трети всего импорта. Такое положение дел нервирует даже не зависящих от российского газа членов ЕС, в том числе Швецию — ее власти отмечают, что Россия одновременно пытается нарастить поставки газа в Европу и наращивает военное присутствие на Балтике.

В сентябре вблизи границ балтийских стран пройдут масштабные российские учения, совпадающие по времени с учениями западных вооруженных сил в Швеции. Кроме того, по словам шведских официальных лиц, Россия увеличивает контингент в Калининградской области и активизирует шпионаж, в том числе в интернете. В ответ Швеция послала на остров Готланд в Балтийском море группу из 300 военнослужащих, в том числе мотострелковые части и танковую роту. Швеция не является членом НАТО, но в настоящее время активизирует координацию с военным альянсом.

Трубопровод стал больным для шведов вопросом, когда выяснилось, что субподрядчик Nord Stream 2 AG, принадлежащий Газпрому, хочет использовать два шведских порта — один на Готланде, а другой в Карлсхамне. Министерство обороны обратило внимание на проблемы безопасности, связанные с таким сотрудничеством, и Готланд отклонил предложение. Министр обороны Швеции Питер Халтквист сказал в интервью, что правительство хочет внести законодательные изменения, дающие центральным властям право принимать решения по вопросам, касающимся национальной безопасности, в отношении крупных инфраструктурных объектов. Халквист назвал проект «проблемой для европейцев» и заявил: «Мы против „Северного потока“».

В Карлсхамне, портовом городе с 350-летней историей и населением около 20 тыс. человек, разгорелись споры: если разрешить хранить трубы в порту, то можно получить 10 млн долларов дохода и 30 рабочих мест, но одновременно это поможет планам России. Магнус Гардебринг, лидер местной оппозиции, говорит: «Для меня очевидно: если какое-то действие противоречит интересам ЕС и Швеции, оно не может быть в интересах Карлсхамна».

Мэр города, господин Мэттссон, поддержавший проект, в ответ утверждает, что порт Карлсхамна уже и так обслуживает суда с российскими экипажами и хранит российскую нефть — какой тогда резон отказываться от газопровода? Его помощник также сообщил, что офис мэра получает письма, где его называют марионеткой России. Мэттсон добавляет: «Если мы должны прекратить этот бизнес, значит ли это, что мы также должны полностью прекратить вести дела с Россией?».

Источник: Insider.pro
Завантаження...
Комментарии (1)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
Евгений Макалистов
Евгений Макалистов 04 апреля 2017, 18:07

Я предлагаю пофантазировать немного. :)

Представим, что Вы - руководитель "Газпрома". И продаете газ Европу. У Вас есть два варианта поставок. Либо Вы поставляете газ через Украину и платите за транзит 2 млрд. $ в год, либо за 8 млрд. $ прокладываете трубу по дну Балтийского моря и после этого не платите никому и ничего.

Вы какой бы вариант выбрали? :)

Положение усугубляется тем, что украинская газотранспортная система со времен СССР не ремонтировалась и на ремонт (считайте почти полную замену) нужно все те же 8 млрд. $. "Газпром" на свои деньги не желает ремонтировать, потому, что за те же деньги можно построить "Северный поток - 2", но там хоть потом ежегодно ничего платить не надо, а тут потрать 8 млрд. $, а потом еще и ежегодно плати по 2 млрд. $. А любой другой инвестор не может пойти на такой проект из-за риска что по этой ГТС газ так и не пойдет.

Вот и получается что "Северный поток - 2" будет реализован неизбежно. Может чуть раньше или чуть позже ...

1
реклама
реклама