Министр финансов России Антон Силуанов заявил во вторник, что Минфин РФ прорабатывает вопрос о предоставлении Беларуси межгосударственного кредита до $1 млрд.
«Встречались наши президенты, обсуждали финансовое сотрудничество, обсуждали вопросы кредитования. Мы сейчас это прорабатываем. До $1 млрд прорабатывается межгосударственный кредит на поддержку бюджета, платежного баланса», — сказал Силуанов.
Встреча российского и белорусского президентов, на которую ссылается глава российского Минфина, состоялась 3 апреля в Санкт-Петербурге и была посвящена урегулированию нефтегазового спора между Москвой и Минском. По заявлениям обеих сторон, конфликт удалось решить, а на его техническую доводку Владимир Путин дал 10 дней.
Но $1 млрд — это лишь часть финансовой поддержки, которая будет оказана Беларуси.
«В настоящее время идет обсуждение условий предоставления трех и четырех траншей из Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР)», — пояснили в российском Минфине.
Каждый из траншей, как предполагается, составит $300 млн. Итого Беларусь получит кредитную поддержку на $1,6 млрд.
Тоже на хороших условиях
Ранее о новых российских кредитах в эфире одного из местных госканалов рассказал белорусский вице-премьер Владимир Семашко. По его словам, средства ЕФСР поступят в Беларусь «на очень выгодных условиях, в хорошие сроки и по низким ставкам. Также было сделано поручение еще дополнительно около $1 млрд кредита тоже на хороших условиях выделить».
Сейчас российский Минфин фактически подтвердил корректность высказываний белорусского чиновника. Впрочем, в местном Минфине отказались сообщить, на каких условиях будут выделены оба кредита.
Из пояснений Минфина РФ следует, что «в прошлом году в рамках программы структурных преобразований для Республики Беларусь, поддерживаемой кредитом ЕФСР, белорусская сторона уже получила два транша объемом $800 млн».
Кредитную программу о получении средств из Евразийского фонда стабилизации и развития белорусские власти подписали еще весной 2016 года. Объем — $2 млрд, которые планировалось предоставлять семью траншами. Условие получения траншей — комплекс мер по реформированию экономики.
Первый транш в $500 млн был получен в марте прошлого года, второй на $300 млн — в июле. Третий транш кредита ЕФСР на те же $300 млн Минск рассчитывал получить в октябре 2016 года. Но к этому времени между Беларусью и «Газпромом» возник спор о стоимости и объемах поставок газа и нефти.
В совет евразийского фонда входят главы финансов стран — членов Евразийского экономического союза. Фонд формируется из взносов стран ЕАЭС и составлял на дату формирования фонда в 2009 году — 8,5 млрд. Самый большой вклад в фонд внесла Россия. Стабилизационные кредиты ЕФСР выдает под 1–3% сроком до 20 лет.
Внешние и внутренние тяжкие долги
Новых кредитов из евразийского фонда и госбюджета России белорусам вполне хватит, чтобы закрыть долг перед «Газпромом» в размере $730 млн. Но не хватит на покрытие всего внешнего долга Беларуси.
В этом году Минску необходимо погасить $3,6 млрд — это объем внутреннего и внешнего госдолга по состоянию на 1 марта ($1,9 млрд по внешнему госдолгу, $1,7 млрд по внутреннему). Он уменьшился с начала года на $28,4 млн, или на 0,2% (с учетом курсовых разниц), сообщало министерстве финансов РБ.
Самый крупный кредитор — Россия. В 2017 году Россия полностью рефинансирует долговые обязательства Белоруссии в размере $750–800 млн, это основной долг и проценты по нему, сообщал в марте первый вице-премьер Беларуси Василий Матюшевский.
Имеется еще долг перед Евразийским фондом стабилизации и развития ($487,9 млн) и долг Китаю ($381,7 млн), сообщало агентство «БелаПАН».
Не стоит забывать о скрытых долговых обязательствах, о которых говорят белорусские эксперты. Это долги белорусских госпредприятий зарубежным банкам.
Эти кредиты были гарантированы государством. По некоторым оценкам, размер квазигосударственной задолженности может превышать объем самого внешнего госдолга Беларуси.
Российский Минфин и Евразийский банк развития (банк управляет средствами ЕФСР) не комментируют объем задолженности Беларуси. Но если исходить из официальной белорусской статистики, задолженность страны по межгосударственным кредитам от России составляла $6 млрд и уменьшилась в прошлом году всего на $300 млн. В этом году Беларусь погасила еще $82,2 млн.
Госдолг Беларуси начал расти с 2013 года. Внешний госдолг этой страны составляет сейчас $13,6 млрд, или 28% ВВП. Не так уж и много, например, по европейским меркам. Проблема только в том, что белорусская экономика почти не растет. ВВП Белоруссии снизился в 2016 году на 2,6%, хотя правительство прогнозировало рост на 0,3%. Внутренний госдолг составляет $5 млрд.
Москва, Запад, далее везде
За счет чего тогда Минск может обслуживать свои долги? За счет генерирования валютной выручки от экспортной пошлины на нефтепродукты. Кроме того, Беларусь будет отдавать долги за счет выпуска еврооблигаций ($800 млн) и продажи очередных гособлигаций на внутреннем рынке ($360 млн). Но оба этих механизма пока не реализованы.
Остальные возможности снижать кредитное бремя — это брать новые кредиты, чтобы гасить старые. Источников несколько, разной степени надежности. Во-первых, за счет рефинансирования от России и от ЕФСР. Окажется ли эта схема рабочей, будет известно 13 апреля — в этот день истекает срок поручения Путина. Но, судя по всему, встреча лидеров в Санкт-Петербурге действительно оказалась результативной, а, значит, коллапс белорусской экономики — это не проблема текущего года.
Еще Беларусь может попросить в долг у Китая, но много не дадут. И главное, китайские товарищи предпочитают давать деньги в форме связанных кредитов, то есть на конкретные проекты и обязательно с участием китайских компаний.
Сейчас Беларусь активно ищет подпитку для бюджета у Запада. В Еврокомиссии, у Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и, конечно, МВФ.
В прошлом году и в марте этого года Минск просил у Еврокомиссии макрофинансовую помощь на $500 млн. Но еврочиновники увязывают выделение помощи с соблюдением прав человека в Беларуси и наличием действующей кредитной программы с Международным валютным фондом.
На наличие программы с МВФ, как правило, ссылается и Всемирный банк, когда решается вопрос о предоставлении стране кредита на цели развития. Но у Минска нет кредитной программы с МВФ. Такая программа была в 2009–2010 годах, тогда, кстати, Беларусь привлекла $200 млн. В 2011 году Минск пытался получить у Всемирного банка три займа, но сделать это не удалось.
Очередной раунд переговоров о новой кредитной программе МВФ для Беларуси состоится 21–23 апреля в Вашингтоне. МВФ требует от Беларуси реформировать систему управления сектором госпредприятий, нередко убыточных, но Минск до сих пор не шел на такие уступки.
В последнее время, впрочем, Александр Лукашенко, ранее считавшийся «последним диктатором Европы», становится сговорчивее. По мере того как экономика обрастает новыми долгами.