Вообще говоря, если отбросить частности, то главными актерами, определяющими всю комедию и драму социально-экономической жизни в Украине, являются официальная власть, воры, бандиты и мафия. Причем надо сразу оговориться, что реальная власть (а не фасадная), как правило, формируется из представителей трех последних страт.
Сами по себе термины «бандиты», «мафия» и «воры» не несут в себе никакой отрицательной коннотации. Они просто определяют некие общественные группы с определенным менталитетом, которые ведут себя тем или иным образом.
Например, воры живут главным образом от воровства бюджетов всех уровней. Часть наворованного вывозиться за рубеж, часть — инвестируется внутри страны. Благодаря ворам экономика Украины еще кое-как держится на плаву, т.к. воры обеспечивают свой бизнес практически бесплатным капиталом. Если бы украинский бизнес пользовался украинскими кредитами (по ставке 25%), то он был бы просто абсолютно неконкурентоспособен.
В социальном плане воры достаточно респектабельны, любят быть депутатами разных уровней, готовы немного платить налоги и заниматься благотворительностью, выступают за европейский вектор развития страны, предпочитают виски и коньяк. Легко дают взятки.
Бандиты. Их функция значительно шире и сложнее, чем просто заниматься гоп-стопом. Этой мелочью занимаются низшие страты бандитов. У главарей бандитов главные задачи — силовое перераспределения собственности от лохов в пользу «правильных пацанов» и обеспечение сохранности отобранного. Картина мира бандитов строго иерархизирована, они живут «по понятиям», в основе которых лежит жесткая стратификация. Для бандитов и воры, и мафия — это лохи. Бандиты, в отличии от воров, обеспокоены судьбой страны, ее величием, культурой и даже военным превосходством. Поэтому, в отличии от воров, которые зачастую занимаются сугубо «гражданским» бизнесом, воры берутся даже за «военку» и за стратегическое сырье. Налоги не платят никогда и взяток не дают из принципа. Пьют исключительно водку и не брезгают наркотой.
Украинские мафии специфичны (без омерты), созданы и функционируют строго по территориально-административному принципу, как подразделения местных органов власти. Основные задачи: крышевание бизнеса на подмандатной территории, выполнение функций третейских судов, а также функций исполнительной службы для выполнения решений мафиозного суда. Тесно связаны с властью, поэтому любят баню, как место где решаются вопросы.
Мафиозный тип власти в Украине сформировался еще в советское время, где роль мафии выполняли всевозможные райкомы и горкомы КПСС, которые выступали «решалами» всех вопросов. Так что мафиозность власти в Украине это достаточно традиционно и пока неискоренимо.
Воры, бандиты, мафия и сама власть присутствуют в каждом городе, районе, поселке и селе. Сложные, непубличные отношения между ними в решающей степени определяют социально-экономическую и даже политическую жизнь на том или ином уровне административно-территориальной иерархии.
Надо отметить, что в отличии от вертикали власти бандиты, воры и мафия полностью автономны, не входят ни в какие вертикальные цепочки и жестко отстаивают свою территорию от непрошеных гостей. Когда Саакашвили создал невыносимые условия для воров в законе в Грузии, последние рванули в Украину, но и тут их встретил не радушный прием. Часть отстреляли, часть — отправили назад.
В спокойные времена воры, мафия, бандиты и власть обеспечивают некую стабильность жизни региона и предсказуемость реакции на те или иные возмущения среды. Соотношение между бандитами, мафией и ворами по численности, влиянию и власти, различается от региона к региону. Например, на востоке страны преобладают бандиты, в центре — воры, а на западе — мафия.
В нестабильные времена, во время майданов, после тяжелых выборов, в регионах нарушается баланс, связанный с переформатированием власти воров и мафии. Это приводит к серьезной социальной напряженности, переделам зон влияния и собственности. И задача власти заключается в том, чтобы как можно быстрее достигнуть баланса и консенсуса. Например, после того как разгромили старых ментов и назначили новых полицейских, то в регионах с пол года наблюдались волнения, стрельба и пальба, пока новые полицейские не вписались в расклад сил, традиционно взяв на себя крышевание наркоты, проституции, педофилов и другой всякой мелочевки.
Другие неприятности были связаны началом АТО, когда на сцену вышел новый феномен — добровольческие батальоны, которые попытались сместить баланс сил в свою пользу, играя на патриотических нотках. Однако, после некоторого замешательства и власть и мафия, и воры и бандиты постепенно нейтрализовали угрозу. Часть «патриотов» ушла в бандиты, часть — во власть, в ВСУ, а кто никуда — тех посадили. Система восстановила свой статус-кво.
Динамичное взаимодействие местной власти, мафии, воров и бандитов, в сущности, и составляет суть нашего так называемого местного самоуправления. Другого пока нет и не предвидится. И если Украина, не дай Бог, начнет трещать, то именно они будут удерживать Неньку от распада до последнего.
Они же, при желании, могут и жестко пойти против центральной власти, как это имело место в Крыму и Донбассе.
Когда чиновники из МВФ пытаются бороться с коррупцией в Украине, я улыбаюсь.