Вчерашнее фиаско, которым закончилась попытка принять последние «евроинтеграционные» законы, дало всем четко понять, что ассоциация Украины с ЕС вовсе не свершившийся факт. Договор в Вильнюсе может и не быть подписан. Причина этого — очевидное охлаждение интереса к евроинтеграции со стороны украинских властей.
Конспирологических теорий на тему, почему власть вдруг перестала выполнять требования ЕС, достаточно. Однако, как это нередко бывает, обнародованная публично версия может оказаться правдой. Договор с ЕС слишком дорого обойдется стране, признал вчера премьер Николай Азаров.
Украина не сможет безболезненно пережить сворачивание экономического сотрудничества с Россией, поскольку не имеет источников компенсации своих потерь. Европа же, по словам премьера, не хочет платить нашей стране за остановленные заводы и фабрики.
«Мы не имеем права допустить, чтобы закрывались предприятия, чтобы наши люди оставались без зарплат и пенсий», — пояснил Азаров.
Фактически украинская власть прямо заявила, что не готова ждать десятилетие, пока подписанные документы начнут приносить дивиденды в виде экономического роста. Причина этого — на поверхности. Выборы не за горами, а большинству избирателей куда важнее иметь возможность элементарно выжить сейчас, чем малопонятный «европейский выбор» в будущем.
Что будет означать для страны провал вильнюсского саммита? Прежде всего речь идет о существенных имиджевых потерях для власти. В финансовом плане ситуация вряд ли значительно изменится. Россия если и пойдет, то на непринципиальные уступки. Вероятность получения кредита МВФ также останется примерно на нынешнем уровне. Решающее слово там — давать или не давать деньги — не за ЕС, а за США.
Что будет означать европейское фиаско для украинского бизнеса? В целом ничего хорошего. Несложно предположить, что в условиях отсутствия внешней помощи именно ему придется наполнять сложный бюджет следующего года, отягощенный предвыборными обещаниями. Причем особо задуматься о будущем стоит тем, кто ранее не утруждал себя социальными обязательствами, — украинским олигархам.
После кризисной пятилетки они фактически единственные в стране, кто еще обладает достаточными средствами для выполнения программ президента. Именно им, судя по всему, и придется заплатить за «покращення» для пенсионеров и бюджетников. Механизмов заставить их сделать это у власти достаточно.
Это и закон о трансфертном ценообразовании, и любовно выпестованные за последние годы фискальная и финансовая системы. А политической воли, судя по тому, как смело на Банковой вертят рулем государственной машины, нынешней власти не занимать.