Політика

реформы

Подбивая итоги: почему обещания Кутового не стали реальностью

37559
Подбивая итоги: почему обещания Кутового не стали реальностью

Тарас Кутовой, который ранее работал у Льва Парцхаладзе, возглавил Министерство аграрной политики и продовольствия практически год назад. За это время чиновник сделал немало громких заявлений. Но сегодня уже можно проанализировать, что на самом деле удалось сделать министру.

Стратегия развития «3+5»

Некогда данные обещания нынешний главный аграрий страны опубликовал в виде программы реформ Стратегия развития «3+5». Под числами подразумевался курс на проведение земельной реформы, реформы господдержки селян, реформирование агрогоспредприятий, а также развитие органического земледелия, расширение рынков сбыта, развитие сельских территорий, безопасность агропродукции и орошение.

Как не трудно догадаться, в стратегию вписали намерение сделать много всего хорошего и не делать ничего плохого. Но спустя год мы можем посмотреть, что же ведомство и его руководитель сделали на практике. Сделать вывод относительно итогов амбициозного проекта можно было бы уже по тому, что на своей странице в соцсети Facebook министр после размещения соответствующей новости ход реализации плана никак не освещал. Это может быть проявлением одной из распространенных привычек чиновников — помнить о необходимости общаться с народом только до высокого назначения.

Спирт дороже слов премьера

В своей стратегии Тарас Кутовой обещал приватизировать «Укрспирт». «До конца года мы намерены выйти с четким видением статуса этого государственного предприятия и передать его Фонду госимущества», — говорил министр в середине 2016 года. Однако это не было сделано, и уже через полгода, в декабре 2016, под Кабинет министров пришли работники «Укрспирта» с протестом против методов управления нового руководителя отрасли и жалобами на отсутствие реформ.

На ситуацию обратил внимание премьер-министр Украины Владимир Гройсман. «Для меня важна открытость в работе предприятий (ГП „Укрспирт“, — ред.). На самом деле эти предприятия используются для того, чтобы гнать левый спирт, потом перепродавать его на черном рынке и десятки миллионов гривен класть себе в карман. Мы не будем на это закрывать глаза, считаем, что каждое госпредприятие должно работать на государственный бюджет», — сказал премьер, обращаясь к Тарасу Кутовому.

Однако, как не увидел «Укрспирт» в декабре 2016-го обещанного выхода на приватизацию, так не увидел Владимир Гройсман требуемой прозрачности госпредприятия.

Что же еще делают чиновники, когда отклонившись от курса на приватизацию, реформы и конкуренцию разных производителей, они начинают чувствовать повелителями целых отраслей собственные персоны? Правильно: они начинают регулировать цены.

Рычаг на себя — и уже все производители водки выстроились в очередь просителей с грустными глазами. Рычаг от себя — и они бесконечно благодарны единственному и неповторимому спасителю и готовы быть ему благодарны в разумных рамках случившегося консенсуса.

Так, в конце января 2017 года Тарс Кутовой попросил «Укрспирт» пересмотреть и обосновать повышение цен на отпускаемую продукцию. При этом, очевидно, все должны были подумать, что происходившее повышение цен на 10,6%, которое возмутило рынок, прошло без ведома чиновника и согласования с ним всех параметров мероприятий.

Тем не менее, глава Минагрополитики распорядился собрать рабочую группу, которая должна была рассмотреть факторы роста цены, а также провести обширные консультации с участниками рынка о приемлемом уровне стоимости спирта.

И уже само это распоряжение является логически очень противоречивым и говорит о кризисе управления в отрасли. Ведь если первое повышение цен на спирт проводилось компетентными руководителями, то оно имеет под собой почву. Значит, они все посчитали и выставили справедливую цену от госмонополии.

Но эту точку зрения полностью рушит другая часть заявления Тараса Кутового, в которой он просит рабочую группу «искать приемлемую цену с участниками рынка». Но тогда напрашивается вывод, что госмонополия живет по законам экономики или по понятиям, кто как договорится с высокими чиновниками в рамках встреч и рабочих групп?

Дотации для сильных

Если министр так очевидно не справляется с выполнением своих обещаний и функций, то что же удерживает его в кресле? Ответ на этот вопрос найти было сложно, но он появился. Даже в своих публичных выступлениях Тарас Кутовой не раз признавал, что многие мелкие и средние фермеры никогда не видели средств государственной поддержки. А те, что ее отчасти получили, стоят в очереди на получение непосредственно средств. И в этой сфере больших реформ совсем не произошло.

В то же время традиционно постоянными получателями сумм поддержки агропроизводства в Украине являются крупные агрохолдинги. Похоже, что именно для них Тарас Кутовой и лоббировал выделение в госбюджете 2017 года 4 млрд гривен. То есть разговор был о бедах малых фермеров, а деньги на поддержку, выходит, пошли в новом году по старым путям. После этого действительно уже можно особо не стараться реформировать отрасль или приватизировать «Укрспирт».

Ведь, как известно, в парламенте есть не один десяток депутатов, для которых крупные агрохолдинги, как родные. И если министр помогает крупнейшим агробаронам деньгами в виде дотаций, то, похоже, никакой провал реформ его административному положению не угрожает.

Источник: РБК-Украина
Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама