Ситуация вокруг Государственной фискальной службы имеет все шансы стать главной аппаратной войной лета. После громкого отстранения еще действующего руководителя этой службы Романа Насирова временно под свой контроль ГФС взял премьер Владимир Гройсман. Но это вызвало бурную реакцию в другом бизнес-крыле окружения президента, где не хотят отдавать такой лакомый кусок в управление премьеру.
По словам собеседников издания во фракциях коалиции и в правительстве, война за ГФС станет еще одним полем междоусобиц президентского окружения между условными группами Владимира Гройсмана и Игоря Кононенко.
Два крыла президента
Отношения групп влияния Гройсмана-Кононенко за последние полгода очень обострились.
Последний раз в публичную плоскость этот конфликт выходил во время эпопеи вокруг «Укрзализныци», когда за войной министра Омеляна и главы УЗ Балчуна четко проступали силуэты Гройсмана и Кононенко.
Тогда премьер просто забрал УЗ у Мининфраструктуры и переподчинил Кабмину, то есть себе. Похожее напряжение возникло и вокруг ГФС.
Назначение предыдущего руководителя ГФС Романа Насирова было результатом длительных политических договоренностей.
Формально Насиров выиграл конкурс Минфина и был предложен премьеру Яценюку лично министром финансов Натальей Яресько. Однако непублично это назначение было согласовано еще до объявления результатов конкурса.
В нем «учли пожелания» всех ключевых игроков политической жизни, включая ситуативных союзников президента в парламенте — группы «Возрождение» Виталий Хомутынник. И предложение министра-«технократки» было просто техническим вопросом.
Поэтому когда НАБУ задержало Насирова, то задело очень чувствительную для всех политических сил тему. Быстрее в ситуации сориентировался премьер Гройсман. Насирова быстро отстранили от должности, а «временно» руководить ГФС поручили его заместителю Мирославу Продану.
Последний хорошо знаком с премьером еще со времен, когда Гройсман был мэром Винницы, где Продан работал на различных руководящих должностях в налоговой.
Во многом этим объясняется тот факт, что и.о. главы ГФС стал Продан, а не первый заместитель Насирова Сергей Билан. Однако эта тактическая победа обернулась для Гройсмана стратегической напряжением.
По данным издания, сейчас в президентском окружении идет напряженная работа «группы Кононенко», которую очень возмутила «самодеятельность» премьера и которая видит на месте главы ГФС Билана, или кого-то «понятного» ей.
В окружении Кононенко не скрывают своего негативного отношения к Продану.
«Пока там сидит Продан, то у нас ничего не изменится. И контрабанда будет, и „мутки“ с НДС останутся. Вот увидите», — сказал депутат, близкий к Кононенко.
Правда, Гройсмана эти пожелания пока беспокоят мало. Премьер вместе с и.о. главы ГФС сейчас сконцентрировался над вопросом, как снять «кадровую блокаду».
Кадровая блокада
Фактически Продан оказался в ситуации, когда он один руководит всей ГФС, не имея возможности добиться назначения себе новых заместителей.
Сейчас такие кадровые вопросы решаются через Минфин. Но министр Александр Данилюк не торопится становиться на чью-то сторону, балансируя между Гройсманом и Администрацией президента, у которых разный взгляд на развитие событий.
В такой ситуации премьер хочет воспользоваться «казусом УЗ», то есть так же переподчинить ГФС напрямую Кабмину.
Собеседники издания в правительстве объясняют необходимость этого маневра так. Во-первых, по их словам, это позволит ускорить принятие решений. Сегодня бюрократические процедуры настолько длительные, что пока ГФС приведет определенные нормативно-правовые акты или идеи на уровень принятия, они становятся неактуальными.
Во-вторых, переподчинение ГФС правительству позволит, наконец, назначить заместителей руководителя ведомства.
«Законом структура органа, координация которого осуществляется Министерством финансов, четко определена: руководитель, первый заместитель и заместитель. Если же орган подчиняется Кабинету министров, заместители назначаются по мере необходимости и актуальности», — объясняет источник.
То есть, Продан в такой возможности может очень быстро назначить заместителей. По информации издания, и.о. председателя ГФС считает, что заместителей нужно пять. Сейчас у него только один заместитель — Сергей Билан. Сам Продан совмещает должности и и.о. руководителя и заместителя по таможенному направлению.
Продан очень осторожно высказывается по этому поводу. «ГФС будет работать в рамках любой модели, определенной правительством в качестве оптимальной. Передо мной стоит задача обеспечить работу ГФС в штатном режиме и я делаю все максимально возможное для этого», — заявил он.
Итак, если ведомство все-таки удастся переподчинить, то фактически Гройсман гарантирует себе контроль над службой. По крайней мере, до момента освобождения Насирова, если оно состоится.
В целом, премьер имеет неплохие шансы завершить этот поединок в свою пользу. Президентскую квоту в правительстве премьер давно склонил на свою сторону почти полностью, поэтому вопрос остается только в том, поддержат ли переподчинение ГФС министры «Народного фронта».
Депутаты НФ инициативу по переподчинению комментируют пока осторожно, но в целом поддерживают.
«У нас позиция такая. Премьер отвечает за наполнение бюджета. А значит и ГФС, которая собственно и обеспечивает бюджетные поступления, должна контролироваться главой правительства», — пояснил один из ключевых членов партии Яценюка.
Секретарь парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Олег Кришин (Народный фронт) в разговоре с изданием отмечает, что взаимодействие Минфина, ГФС и профильного парламентского комитета сегодня «крайне неэффективно».
«Работа ГФС сейчас просто парализована: в первую очередь из-за отсутствия конкурсов на назначение заместителей председателя ГФС, нерешенного вопроса с Насировым, из-за того, что значительная часть работников ГФС работает в статусе „и.о“ и нет руководства, которое могло бы их назначить», — говорит нардеп.
«Исключив Минфин как звено, которое координирует прохождение инициатив ГФС, ее работу, службу удастся сделать более управляемой», — добавляет он.
Вместе с тем Кришин заметил, что сначала надо выяснить, возможно ли такое переподчинение осуществить, не нарушив законодательство.
По мнению главы подкомитета по вопросам таможенного дела профильного парламентского комитета Татьяны Остриковой (Самопомощь), подобные маневры не поддаются логике и противоречат закону.
«Министерство финансов как орган исполнительной власти первого уровня — формирует политику, а ГФС как орган второго уровня — ее реализует. Не может быть так, что Минфин формирует политику, а орган, ответственный за ее реализацию, находится в другом месте. Служба должна быть под личным контролем министра финансов независимо от персоналий », - отмечает она.
Конечно, сам министр тоже не в восторге от подобных планов, и аргументы у него такие же.
«Такие идеи возникают от недостатка знаний о системе госуправления и, наверное, очень короткой памяти. У нас уже было министерство доходов и сборов, которое формировало политику и реализовывало ее. Когда формированием политики занимаются те органы власти, которые ее же и реализуют, возникает серьезный конфликт интересов. Возвращаемся к «министерству Клименко?», — говорит глава Минфина Александр Данилюк.
Однако после ситуации с «Укрзализныцей» вариант с переподчинением не кажется уже таким нереальным.
На паузе
Пока продолжаются междоусобицы между двумя группами, «зависли» инициированные Минфином законопроекты, касающиеся ГФС.
Во-первых, проект закона о службе финансовых расследований, которая должна заменить налоговую милицию, не прошел Национальный совет реформ и был возвращен Кабмину на доработку.
«Сам по себе формат прохождения правительственных законопроектов через Нацсовет реформ — достаточно креативный. Законом это не предусмотрено. Но этот этап позволяет имитировать реформаторскую деятельность», — отмечает Острикова.
Во-вторых, перешла в «режим тишины» и реформа таможни.
В начале апреля министерство финансов подготовило проект постановления, которое предусматривало реорганизацию таможни. То есть, в Минфине решили устроить некий «блицкриг» и переформатировать орган без парламента, то есть без подготовки законопроекта, который бы выносился на рассмотрение Совета.
Этот шаг вызвал возмущение со стороны парламента, общественности и самого Продана.
Тогда премьер отправил проект постановления на «быструю доработку». Впрочем, со скоростью не сложилось, проект постановления также «завис».