За последний год доходы мобильных операторов в корпоративном сегменте упали втрое. По данным Государственной службы статистики, в январе-мае 2013 г. они составили 2,6 млрд грн и обеспечили лишь 20 % всего дохода украинских мобильных операторов. Для сравнения, в январе-мае 2012 г. доля «корпоративных» доходов достигала 68 %, что в абсолютных цифрах составило более 8 млрд грн. Общий же доход мобильных операторов в Украине за этот период вырос незначительно — с 12,3 млрд грн до 12,57 млрд грн.
Менеджер по маркетингу корпоративного рынка «Киевстар» Игорь Сильченко говорит, что в компании не ощутили сокращения количества бизнес-клиентов, просто изменилось их поведение. «Многие компании переходят в режим экономии, и расходы на мобильную связь подпадают под оптимизацию», — говорит Сильченко. Например, вместо безлимитных контрактов корпоративные клиенты покупают отдельные пакеты услуг — голос, sms, интернет — в зависимости от своих бизнес-задач. Корпоративные тарифы потеряли и основное свое преимущество по сравнению с обычными, а именно — возможность бесплатного общения между членами группы, ведь сейчас у всех операторов звонки между пользователями одной сети бесплатные, указывает он.
Главный исполнительный директор компании «Астелит» (торговая марка life:)) Александр Баринов добавляет, что перераспределение доходов произошло еще и в связи с переходом бизнес-абонентов на тарифы, разработанные для частных пользователей. Работодатели переводят своих сотрудников с постоплаты на предоплату, при этом они могут отказаться от контракта. «Компании пытаются таким образом контролировать расходы сотрудников на связь», — объясняет Баринов. Он добавляет, что, закупая для сотрудников новые устройства (например планшеты), компании также используют для них предоплаченные тарифы.
Несмотря на то что бизнес-рынок исторически уже разделен между операторами (главным образом МТС и «Киевстаром»), крупные корпорации периодически проводят тендеры на выбор поставщика услуг связи. «Как результат этих тендеров, компании из года в год оптимизируют свои затраты на телекоммуникации. По идее, это должно снижать доходы операторов», — объясняет ведущий специалист отдела по связям с общественностью компании Владислав Войтович. При этом доходы МТС за первые пять месяцев текущего года не снизились, уверяет он.
Несмотря на тенденции по оптимизации затрат, мобильные операторы пока не боятся потерять корпоративных абонентов. «Корпоративный рынок не откажется от средств коммуникаций, а мобильная связь — одно из наиболее удобных таких средств», — убежден Сильченко. Он добавляет, что более 95 % абонентской базы «Киевстара» приходится на клиентов массового рынка.
Заместитель директора агентства Gfk Ukraine Глеб Вышлинский говорит, что одним из важных преимуществ корпоративной связи на сегодня остаются более прозрачные по сравнению с предложениями для частных пользователей тарифы. Он уточняет: «По опыту нашего агентства могу сказать, что корпоративные тарифы, в отличие от розничных, не повышались уже несколько лет».