На этой неделе впервые после двухлетнего перерыва пройдут переговоры между Украиной и Россией по строительству моста через Керченский пролив. Как рассказал «Капиталу» сотрудник аппарата правительства, в пятницу, 22 ноября, в Москву для обсуждения вопроса направится украинская делегация во главе с вице-премьером Александром Вилкулом, состав которой Кабмин утвердил в понедельник.
Переговоры сдвинулись с мертвой точки благодаря компромиссу, на который пошла Москва, передав в октябре Киеву проект межправительственного соглашения, без которого украинская сторона отказывалась продолжать переговоры.
Сейчас между портами «Крым» и «Кавказ» по обе стороны Керченского пролива действует паромная переправа, из‑за низкой пропускной способности которой в пиковые сезоны — например, в августе — скапливаются километровые очереди пассажиров и автомобилей. Многие грузовые автомобильные потоки и вовсе направляются в обход пролива.
Мост мог бы сократить транспортный путь из Херсона в Новороссийск на 450 км, тем самым существенно снизив стоимость перевозки товаров между двумя странами по ряду направлений. Также изучается возможность прокладки по мосту газопровода и электросетей для удовлетворения потребностей Крымского полуострова, о чем летом сообщил посол России в Украине Михаил Зурабов. В октябре министр иностранных дел Украины Леонид Кожара заявил, что это один из сегментов возможного будущего многомиллиардного проекта строительства окружной дороги вокруг Черного моря.
Затянувшаяся пауза
Изначально базовая договоренность о строительстве Керченского моста была достигнута в апреле 2010 г. между президентами Виктором Януковичем и Дмитрием Медведевым в рамках так называемых харьковских соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины. Планировалось, что транспортный переход будет готов к Олимпиаде в Сочи 2014 г. Для более детальной работы над механизмом строительства объекта была создана украинско-российская рабочая группа из представителей Мининфраструктуры Украины с одной стороны и российских министерства транспорта и федерального дорожного агентства с другой. Как рассказал «Капиталу» исполнительный секретарь Делового совета при российском национальном комитете по Черноморскому экономическому сотрудничеству (РНК ЧЭС) Руслан Середа, всего было проведено пять встреч рабочей группы. На последней, состоявшейся в сентябре 2011 г., рассматривался вопрос подписания технического задания на инженерные изыскания, в рамках которых должны быть получены ответы на вопросы: что, как и где строить, а также технико-экономическое обоснование (ТЭО), которое должно определить стоимость проекта, участие частного капитала и срок окупаемости.
С тех пор встречи рабочих групп прекратились, и строительство моста к лету 2014 г. стало невозможным. «Два года бездействия, и Россия видит причину пассивности именно со стороны Украины», — рассказал Середа во время Черноморского экономического форума в октябре, куда приехал с целью активизации переговорного процесса.
Безответно
В течение двух лет Москва выходила с инициативой проведения очередной встречи, на которой довели бы до конца техническое задание, поскольку только после его согласования и подписания можно перейти к конкурсу на проведение инженерных изысканий и подготовку ТЭО. «Украинская сторона уклонялась от любых встреч, мотивируя это необходимостью сначала подписать межправительственное соглашение, которое закрепило бы все правовые аспекты строительства. Россия считала, что межправительственное соглашение должно быть подписано, но его необходимо готовить параллельно с разработкой технического задания и во время встреч уже действующих рабочих групп», — объяснил представитель РНК ЧЭС. Кроме того, как рассказал «Капиталу» источник, близкий к переговорам, российская сторона опасалась неформальных причин торможения процесса — от политических, когда переговоры «спускались на тормоза» в периоды ухудшения отношений между Москвой и Киевом, до личного противостояния проекту со стороны отдельных лиц в Мининфраструктуры, не заинтересованных в перенаправлении транспортных потоков.
$ 2,5‑3 млрд будет стоить строительство моста через Керченский пролив
Как объяснил «Капиталу» сотрудник администрации президента, причина носила, скорее всего, политический характер, поскольку перенаправление автомобильных грузовых путей лишь облегчит нагрузку на остальные дороги, что позитивно скажется на их износе и качестве. По его словам, перераспределение потоков затронет главным образом Донецкую область. Автомобили, ехавшие раньше из России через Таганрог в Мариуполь, а затем дальше в Украину или через нее, при наличии Керченского моста смогут ехать через Краснодар и Керчь и дальше — через Джанкой и Одессу. Это сэкономит порядка 300 км пути и способствует развитию транзитного потенциала Крыма. Представитель Мининфраструктуры отказался прокомментировать причины двухлетней паузы.
Конец не близок
В сентябре Москва пошла навстречу Киеву, и российский минтранс передал украинскому Мининфраструктуры проект межправительственного соглашения, после чего работа над проектом продолжилась, подтвердили представители обеих сторон. 18 ноября Кабмин утвердил состав правительственной делегации для участия в переговорах по заключению соглашения. Как сообщили в пресс-службе Мининфраструктуры, Украина уже подготовила свой вариант соглашения и предоставила его на рассмотрение российской стороне. После подписания межправительственного соглашения украинская сторона будет готова возобновить общение в рамках рабочей группы.
Правда, активизация переговоров — еще не гарантия реализации проекта. «Проект сложный технически — из‑за особенностей рельефа», — еще три года назад говорил министр инфраструктуры Украины Борис Колесников, курировавший в 2010‑2012 гг. этот проект. В связи с этим до сих пор не определено месторасположение моста.
До сих пор не решен и финансовый вопрос. По словам Середы, по оценкам 2012 г. стоимость реализации всего проекта от инженерных изысканий до окончания строительства составляет $ 2,5‑3 млрд. Предполагается, что оба государства профинансируют проект в равных долях, но деньги дадут не бюджеты двух стран, а частные инвесторы, которых еще предстоит найти. Пока оплату инженерных изысканий и подготовку ТЭО стоимостью порядка 500 млн руб. (около $ 15 млн) на себя готов взять российский Внешэкономбанк. Эти расходы банку впоследствии должен будет компенсировать частный инвестор-концессионер, который будет определен по итогам конкурса на проектирование, строительство и эксплуатацию перехода. В свою очередь конкурс может быть проведен только после завершения предварительного этапа. В случае если инвестор не будет найден, возместить эту сумму на равных должны будут правительства обеих стран из госбюджетов.
Даже при наиболее оптимистическом сценарии, что предварительный этап будет завершен в первой половине 2014 г., Керченский мост не будет готов до 2018‑2019 гг. По словам Середы, при надежном финансировании проекта и при условии бесперебойной работы в рамках рабочей группы строительство можно завершить в течение четырех-пяти лет.