Правительство России одобрило предоставление Белоруссии очередного кредита. На этот раз в размере $700 млн. «Российская сторона предоставляет белорусской стороне в 2017 году государственный финансовый кредит в сумме 700 (семьсот) млн долларов США», — сообщил кабинет министров во вторник.
Белоруссия будет обязана гасить «кредит 15 апреля и 15 октября каждого года в течение 10 лет, начиная с 15 апреля 2018 года в соответствии с графиком, приведенным в приложении к настоящему соглашению», — говорится в тексте распоряжения.
«Средства кредита предоставляются в российских рублях … на цели погашения и обслуживания в 2017 году государственного долга Республики Беларусь перед РФ», — говорится в документе.
Указана еще одна цель выделения кредита — для «дальнейшего укрепления дружественных отношений». Провести соответствующие переговоры и подписать соглашение от имени правительства поручено МИД России. Учет по долгу с российской стороны будет осуществлять Внешэкономбанк, с белорусской — Национальный банк Республики Беларусь.
Белорусские власти также не скрывают, на что пойдет очередной транш. Первый вице-премьер Белоруссии Василий Матюшевский заявлял ранее, что Москва рефинансирует долговые обязательства Минска в размере $750–800 млн.
Кроме $700 млн Белоруссия ранее получила $300 млн по линии Евразийского банка развития, управляющего средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).
Только по линии этого фонда Белоруссии уже предоставлено тремя траншами $1,4 млрд из общей суммы кредита в размере $2 млрд.
Эти $2 млрд предназначены «в поддержку мер экономической политики и структурных преобразований правительства и Нацбанка Белоруссии на 2016–2018 годы.
Первый транш кредита ЕФСР в размере $500 млн поступил в бюджет Белорусии 30 марта 2016 года, второй — в размере $300 млн — 29 июля 2016 года, третий — также в размере $300 млн — 26 апреля 2017 года.
Глава минфина Белоруссии Владимир Амарин откровенно признавался, что его ведомство планирует взять кредит у правительства России и Евразийского фонда стабилизации и развития именно на погашение российского долга. То есть $700 млн и $300 млн требуются на то, чтобы рассчитаться по старым долгам.
Ни о каком экономическом развитии и структурных преобразованиях речи не идет. А погасить взятые у России кредиты за счет других источников, за счет доходной части бюджета Белоруссия не в состоянии. В чем, собственно, белорусский минфин и признался.
«Если совершить выплаты только за счет доходов бюджета, то это означает, что придется изъять значительный объем ресурсов из экономики. В связи с этим мы прибегаем к рефинансированию», — объяснял ранее Амарин.
Но в Евразийском банке развития не сомневаются, что белорусская экономика сможет обслуживать кредиты, по крайнее мере ту часть, которая выдана по линии фонда, средствами которого управляет банк.
«Результаты стабилизации основных макроэкономических показателей, достигнутые за последние полтора года на фоне жесткой и скоординированной экономической политики властей, довольно впечатляющие», — сообщили в банке.
Вот еще свидетельства улучшения экономического положения белорусской экономики в версии ЕАБР: значительно снизилась годовая инфляция — с 12,2% в июле 2016 года до 6% в июле этого года. Существенно улучшилось сальдо текущего счета — в январе-мае 2017 года дефицит составил 3,6% ВВП против 9,6% ВВП годом ранее. Профицит бюджета, включая все забалансовые расходы правительства, устойчиво рос в 2017 году и в январе-мае составил около 2,7% ВВП.
На фоне гибкой валютной политики пополнялись международные резервы, хотя в последнее время это происходило в том числе и за счет увеличения госдолга. При этом его уровень оставался достаточно устойчивым (на конец мая текущего года — около 38% ВВП).
Также в банке констатируют, что в республике начались структурные реформы: «Довольно существенный прогресс достигнут в либерализации розничных цен и в повышении окупаемости тарифов ЖКХ и транспорта. Также проводится работа по повышению эффективности управления государственным имуществом». Эти меры вместе с оживлением спроса со стороны России способствовали восстановлению экономического роста, главным драйвером которого в настоящий момент является неэнергетический экспорт Белоруссии.
«Однако устойчивость этой стабилизации еще низка и может нарушиться в условиях любого несбалансированного ослабления экономической политики и затягивания (или прекращения) структурных реформ», — отметили в ЕАБР.
Стоит отметить, что кредит на $700 млн Белоруссия должна была получить еще в октябре 2016 года. Но случилась задержка. Произошла он по причине нефтегазового спора между Москвой и Минском. Он начался еще в начале 2016 года, когда белорусская сторона в одностороннем порядке пересмотрела цены на российский газ и стала платить $73 за 1 тыс. кубометров вместо $132, как прописано в контракте.
Причем аргументирует это Минск именно тем, что в рамках ЕАЭС Белоруссия должна получать газ по внутрироссийской цене, привязанной к стоимости барреля.
В итоге Белоруссия задолжала, по мнению российской стороны, более $700 млн. «Это прямые потери российского бюджета», — сокрушался тогда вице-премьер Аркадий Дворкович.
Напомним, в прошлом году Россия обязалась поставлять в Белоруссию ежегодно (до 2024 года включительно) 24 млн тонн нефти. Однако начиная со второго полугодия 2016 года объем поставок снизился. Министр энергетики России Александр Новак, комментируя снижение объемов, заявил, что это связано именно с недоплатами белорусской стороны за нефть и газ. Долг составил $726 млн.
Только после погашения этого долга Россия восстановила поставки нефти и продолжила выделять новые транши кредитов. Договариваться о выплате старых долгов, между прочим, пришлось на высшем уровне. 3 апреля состоялась встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина.
Сейчас Москва решила подстраховаться на тот случай, если Лукашенко снова найдет предлог не платить по кредитам. В этом случае Россия поставит в Белоруссию на переработку менее обещанных 24 млн тонн нефти. На это намекнул во вторник заместитель министра энергетики РФ Анатолий Яновский.
«У нас нет обязательств поставить 24 млн тонн, у нас есть обязательства создать условия для поставки 24 млн тонн. Все зависит от хозяйствующих субъектов... Мы должны создавать условия, чтобы транспортная система позволила осуществлять необходимые поставки», — сказал замминистра.
Конфликты между Россией и Белоруссией в последнее время только усиливаются. Лукашенко уже грозился выйти из ЕАЭС, если Кремль будет и дальше пренебрегать правами белорусов на единое экономическое пространство, на создание единого нефтегазового рынка.
Нестыковки в функционировании Евразийского союза и низкую отдачу от интеграции признают даже его лидеры. Однако демонтаж этой конструкции невозможен. В противном случае пришлось бы признать если не провал «евразийской идеи» на постсоветском пространстве, то уж кризис точно.
Российские власти на это не пойдут и продолжают укреплять «мини-СССР». Так иногда называют Евразийский союз, соучредителем которого выступает и Белоруссия. Первый вице-премьер Игорь Шувалов опроверг тезис о том, что основой Евразийского союза служит политическая интеграция, навязанная Россией.
«Любые спекуляции, что проект навязан Россией, все это ложь. Основа для интеграции — экономическая», — подчеркнул первый вице-премьер, выступая во вторник на экономическом форуме «Иссык-Куль-2017» в киргизском городе Чолпон-Ата.
Экс-председатель Верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич считает, что Лукашенко ведет страну к дефолту. И кредиты только ускорят это.
«Я не могу ему дать совет, потому что он разумных советов не признает. Ему ведь советы дают уже давно — модернизировать экономику, но это грозит потерей власти, так как люди смогут ее выбирать, а он на это никогда не пойдет, поскольку он установил диктатуру. Кредитом Россия спасает белорусского диктатора», — цитирует политика НСН.
Сейчас общая задолженность Белоруссии перед Россией составляет $6,4 млрд. В 2017 году Минск должен был вернуть с учетом процентов $741 млн, но смог погасить лишь часть долга.
Но кредитная поддержка экономики Белоруссии, то есть наших соседей и партнеров по Евразийскому союзу, — это фактически поддержка самих себя, возражает Петр Пушкарев, шеф-аналитик ГК TeleTrade.
«Российские кредиты так или иначе активизируют экономику двух стран, а в Беларуси производится очень много действительно качественных товаров — от автобусов, троллейбусов и запчастей до большой линейки продуктов питания, одежды и обуви. Это сравнительно недорогая продукция, на которую у российских граждан стабильно есть спрос. Простой пример: вся «российская» ИКЕА делается в Беларуси, благодаря чему многие могут позволить себе качественную европейскую мебель по вполне разумным ценам», — говорит Пушкарев.