Фінанси

технологии

Украинские банки уже вывели на массовый рынок онлайн-сервисы для «больших экранов». Теперь они осваивают мобильные устройства

Украинские банки осваивают онлайн-сервисы для мобильных устройств

В начале 2000-х украинские банки начали предоставлять клиентам первые услуги, завязанные на информационно-коммуникационных технологиях. Это sms- и интернет-банкинг, позволяющие контролировать движение средств и остаток на счету, используя телефон и компьютер. Сейчас количество пользователей этих услуг в стране исчисляется миллионами.

В 2006 году в стране появились первые терминалы самообслуживания, которые позволяли оплатить мобильную связь, интернет, коммунальные услуги. Изначально они принадлежали небанковским учреждениям, спястя несколько лет банки начали развитвать свои сети. Сегодня крупнейшие принадлежат ПриватБанку, банку «Национальный кредит» и Дельта Банку. Общее количество терминалов в стране составляет несколько десятков тысяч, по функционалу они догоняют полноценные отделения.

Последние 5 лет украинские банки начали активно осваивать уровень приложений, адаптируя существующие решения к работе с «умными» портативными устройствами. В прошлом году в Украине было продано 3,8 млн смартфонов, это на 173% больше, чем годом ранее. Продажи планшетных компьютеров в прошлом году в стране выросли на 400% до 1,4 млн. Учитывая эти тренды, банки продолжают работать над мобильностью, безопасностью и масштабируемостью своих сервисов. «Капитал» выделил пять ключевых направлений, в которых банки развивают свою технологичность.

Все в кармане

Специальные приложения для интернет-банкинга позволяют клиенту банка получить доступ к своим счетам и банковским картам, а также проводить платежи с экрана смартфона.

Первое в Украине приложение для интернет-банкинга, iPay, выпустил ПриватБанк в 2008 году. Оно было ориентировано на пользователей смартфонов iPhone от Apple. Аналогичное решение для мобильной платформы Android банк выпустил только в 2010 году. Тогда же вышло приложение, открывающее клиентам доступ к банковским услугам прямо в соцсети Facebook. Приложение позволяет просматривать выписку, а также совершать платежи: переводить деньги с карты на карту, оплачивать услуги сотовой связи. Сейчас у банка два десятка разных приложений собственной разработки. С их помощью клиент может, например, посчитать свои расходы на содержание автомобиля или заплатить по счетам, просто сфотографировав квитанцию. По словам руководителя ЦЭБ ПриватБанка Александра Витязя, сейчас 1,6 млн клиентов оплачивают счета с помощью смартфонов.

В 2011 году свое первое приложение для мобильной платформы iPhone выпустил ПУМБ. Через год банк представил мобильное приложение iPUMB для платформы Windows Phone 7, а также обновленные приложение для iOS устройств (iPhone, iPod touch). Во всех приложениях реализованы основные функции интернет-версии «ПУМБ online»: банковские платежи, переводы между счетами, оформление депозитов в режиме онлайн, управление лимитами по платежным картам, погашение кредитов, пополнение баланса счета мобильного телефона. В начале 2013 года появилась HD версия приложения для планшетов Apple, а в октябре того же года — приложение под Аndroid. По словам начальника отдела интернет-технологий ПУМБ Владимира Гугуева, сейчас 25 % входов в систему «ПУМБ online» осуществляется с мобильных устройств, в выходные количество мобильных клиентов возрастает до 40%. Интернет-банкинг не только облегчает работу клиентов с банком, но и позволяет разгрузить банковские отделения. «Исходя из проведенных нами расчетов можно сказать, что уже сегодня „ПУМБ оnline“ заменяет работу более 30-ти обычных отделений банка, с персоналом в среднем по 7 сотрудников в каждом отделении», — рассказывает Владимир Гугуев.

Аналогичные сервисы доступны и клиентам Альфа-Банка (Украина), которые пользуются устройствами на операционных системах iOS и Android.

Моментальные переводы

По мнению вице-президента по развитию бизнеса представительства MasterCard Europe в Украине Сергея Францишко, еще одним революционным сервисом являются переводы между картами MasterCard MoneySend. Благодаря этому сервису украинцы получили возможность переводить деньги без заполнения платежных бланков или посещения банковского отделения. Отличительная особенность технологии MoneySend в ее мультиканальности: перечислить деньги можно через банкомат, сайт банка, интернет-банкинг, мобильные приложения, сервисы Портмоне, iPay, EasyPay, Plategka, с любого удобного места круглосуточно. Так, например, установив приложение для интернет-банкинга от Альфа-Банка (Украина), его клиенты, помимо прочего, могут совершать банковские переводы даже без аккаунта в системе. Для этого необходимо просто ввести данные карты в специальном поле. В приложении есть функция регулярных платежей. Помимо Альфа-Банка, данную услугу в Украине поддерживают ПриватБанк, Банк Русский Стандарт и другие.

Кроме непосредственно платежных сервисов банки также внедрили систему вознаграждения клиентов MasterCard Rewards System, которая позволяет клиентам накапливать баллы за осуществленные транзакции и обменивать их на подарки из каталога.

Бесконтактные платежи

Превратить смартфон в полноценный «мобильный кошелек» и провести оплату в любом месте, где есть бесконтактный платежный терминал, позволяет технология NFC (Near Field Communication — связь ближнего действия). Летом 2013 года Альфа-Банк (Украина) совместно с компанией «Киевстар» и MasterCard начали тестировать такое решение в Украине, а к декабрю запустили услуг в коммерческую эксплуатацию. Технически услуга реализована путем персонализации sim-карты мобильного оператора данными банковской платежной карты (SIM-карта привязывается к счету в банке). На мобильный телефон устанавливается приложение «Альфа-Smart», которое позволяет управлять картой и осуществлять платежи.

Чтобы совершить покупку, абоненту нужно приложить телефон к платежному терминалу на кассе, причем смартфон обязательно должен поддерживать NFC. А это большинство смартфонов, которые появились в продаже на протяжении последнего года (Samsung, HTC, Huawei, Sony). Встроенным модулем NFC также оснащены все смартфоны, работающие под управлением ОС Windows Phone 8. По подсчетам представителей «Киевстара», общее количество устройств с NFC в сети оператора на конец 2013-го составило 200 тыс.

В начале 2014 года о запуске собственного мобильного кошелька по технологии NFC заявил ПриватБанк. С помощью этого решения владельцы смартфонов могут проводить бесконтактные платежи с любого банковского счета или карты без необходимости приобретения специальных карт, стикеров или телефонных sim-карт. Чтобы использовать смартфон как NFC-кошелек, клиенту нужно установить платежное приложение «Приват24» или LiqPay, авторизоваться по номеру телефона и подключить свои банковские карты. Зайти в «Приват24» и, соответственно, получить доступ к услуге кошелька, могут клиенты разных финструктур. В ближайшее время облачный NFC будет работать и в платежном сервисе uBank. Терминалы с поддержкой NFC в Украине уже установлены в сети McDonald’s, KFC, METRO, «Сільпо». В прошлом году «Приватбанк» также установил первый в мире NFC банкомат, который работает на ОС Android и позволяет управлять снятием наличных со смартфона.

Больше каналов

Одновременно с инновациями украинские банки внедряют IT-решения, позволяющие оптимизировать и улучшить свою работу. Например, с помощью систем управления взаимоотношениями с клиентами (CRM). Ключевая задача — оптимизировать продажи продуктов, сделать более эффективными перекрестные продажи, привлечь новых клиентов, повысить лояльность клиента к финучреждению.

Например, в УкрСиббанке BNP Paribas Group система внедрялась с 2011 года — каждый год добавлялся новый канал коммуникации с клиентами, от отделений до контакт-центра, sms-рассылок, интернет-банкинга и банкоматов. В результате к концу 2013 года эффективность кампаний достигла 4-7% на каждую. Теперь 16% от общего объема продаж STAR-SMS идет через банкоматы (до 6 000 подключений ежемесячно). Через банкоматы было продано 12 500 кредитных карточек. Уровень пакета повысился до 2 690 случаев (на конец 2013 года). Участие CRM системы в новых продажах сети составляет не менее 20% от общих продаж.

На глазах и на руках

В IT-отрасли прошлый год стал годом «носимых устройств». Один из крупнейших игроков — Google — представила свои очки дополненной реальности Google Glass. Помимо этого, многие компании (Samsung, Sony, Apple) представили «умные» часы собственной разработки.

Банковские учреждения в разных странах заявляют о подготовке приложений для новых гаджетов. Так, банк Westpac в Новой Зеландии в феврале заявил о тестировании приложения Cash Tank для Google Glass, которое даст возможность клиентам банка проверять баланс на счету без входа в аккаунт. Также в планах банка — внедрение технологии геолокационной системы для «умных» очков. Помимо этого, банк оптимизировал свое приложение для часов Smart Watch от Sony.

О разработке банковского приложения для умных наручных часов Sony заявили представители испанского банка Caixa. Приложение позволит трейдерам следить за изменениями выбранных котировок и индексов на международных фондовых рынках. Помимо этого, программисты банка создали приложение для очков Google, которое показывает дорогу к ближайшему филиалу банка, а также конвертер валют.

В Украине новые гаджета пока осваивает только ПриватБанк. В 2013 году финучреждение заявило о разработке финансового приложения для Google Glass, с помощью которого можно управлять счетом, проводить платежи с помощью голосовых команд, а также снимать наличные в банкоматах без карт.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама