За последний год в направлении банковского обслуживания состоятельных клиентов произошли серьезные изменения. Сохранить не только банк, но и доверие самых требовательных клиентов удалось лишь половине из прошлогоднего рейтинга — Лучшие частные банкиры Украины 2013. «Капитал» посетил отделения, в которых обслуживаются богатые украинцы, и расспросил банкиров об изменениях, которых произошли с их бизнесом и клиентами в 2014‑м
ПриватБанк
Алексей Шабан,
руководитель бизнеса обслуживания индивидуальных VIP-клиентов ПриватБанка
Изменяются задачи владельцев капитала. Ранее преобладающей целью было максимизация роста: мы ощущали спрос преимущественно на инструменты, дающие более высокую доходность. В этом году фокус ощутимо сместился к сохранению накоплений. Клиенты уже чаще готовы «потерять» в доходности, но разместить средства с меньшим риском.
Отмечается рост социальной ответственности клиентов. Это касается увеличения как объемов
благотворительной помощи, перечисляемой нашими клиентами, так и количества благотворительных программ, инициатив, фондов, организованных нашими VIP-клиентами.
Происходят изменения в Lifestyle managment. В нашей службе консьерж-сервис снизился спрос на заказы в сегменте luxury. Но количество заказов, выполняемых консьержами, растет. Так, например, растет отдельный сегмент — клиенты, которые интересуются недвижимостью в Европе. Мы сопровождаем такие поездки начиная от визовой поддержки.
Отделение для «випов» крупнейшего банка страны выполнено в минималистическом дизайне
Клиентам предлагают самые престижные в мире карты
УкрСиббанк BNP Paribas Group
Алексей Александров,
заместитель председателя правления, начальник департамента персональных банковских услуг УкрСиббанка BNP Paribas Group
Кто наш клиент? Тот, чьи активы под управление превышают $ 150 тыс. Это могут быть различные инструменты.
Самый значимый фактор для рынка сегодня — ситуация в стране. Именно она определяет поведение состоятельных клиентов, объем их активов под управлением и желание оставаться в Украине.
За последний год ситуация изменилась кардинально. Изменилась экономика и лица в политике. Что будет дальше? Лучше быть оптимистом, чем пессимистом. Многие новые лица, которые появились во власти, — эффективные управленцы. Хочется верить, что они повторят свои бизнес успехи в политической плоскости.
Депозит остается наиболее востребованным продуктом. Но в последние месяцы клиенты демонстрируют спрос на валютные ОВГЗ. Только за последние месяцы мы продали этих бумаг на несколько десятков миллионов гривен.
Клиентские ценности хорошо защищены
Отделение пропитано философией «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова
Зонирование позволяет одновременно обслуживать несколько состоятельных украинцев
ОТП Банк
Елена Колосветова,
руководитель направлений Private Banking и Premium Banking ОТП Банка
Портрет клиента кардинально не поменялся. Клиентами OTP Private Banking всегда были топ-менеджеры крупных компаний и владельцы бизнеса. Так исторически сложилось, что среди наших РВ клиентов не так много чиновников и публичных людей. Сейчас этих клиентов просто намного больше, чем было год назад. Основное предпочтение сейчас, по объективным причинам, — сохранность капитала; мало кто гонится за максимальной доходностью или повышением эффективности размещения средств.
Под управлением OTP Private Banking находится более 3 млрд грн. За последний календарный год наша клиентская база увеличилась на 60 %, объем средств под управлением вырос почти на 50 %
Наша стратегия — не ждать кризиса и реагировать антикризисными решениями, а предупреждать кризис постоянными изменениями и целенаправленной работой над потребностями клиентов.
Главный усвоенный нами опыт — это хорошо знать, кто твой клиент, и какие его потребности может решить предлагаемое нами решение.
Искусство как объект инвестиций. Клиенты могут приобрести картины прямо в банке
Райффайзен Банк Аваль
Лариса Колесникова,
начальник отдела по работе с VIP- и премиум-клиентами Райффайзен Банка Аваль
За последний год объемы инвестирования в госбумаги увеличился, хотя говорить о массовом спросе пока нельзя. Из числа кредитных продуктов наши клиенты стали чаще использовать кредитные карты в качестве «дополнительного кошелька» при расчетах за рубежом.
В премиум- и VIP-сегменте Райффайзен Банка Аваль сегодня обслуживаются около 12 тыс. клиентов, что составляет 0,5 % от всей клиентской базы. При этом в ресурсной базе банка доля этого сегмента достигает почти 23 %.
В Польше и Хорватии отделения Райффайзен Банк Интернациональ используют такие дистанционные технологии, которые позволяют клиентам удаленно подписывать документы и общаться с менеджером посредством видеосвязи. Однако имплементировать такой опыт в Украине мы пока не планируем — наш менталитет подразумевает доверительное общение с банкиром глаза в глаза.
Австрийская группа Raiffeisen придерживается единого «премиального стиля» во всем мире
Альфа-Банк (Украина)
Людмила Сергиенко,
директор по персональным решениям Альфа-Банк (Украина)
С начала года произошли и происходят значительные изменения на банковском рынке — идет перераспределение рынка среди крупных, средних и мелких банков. По понятным причинам, банки второго и третьего эшелона теряют клиентов, что позволяет крупным банкам активно наращивать клиентскую базу и увеличивать долю рынка. Исторически сложилось, что ряд клиентов сегмента PB обслуживался в небольших банках.
Банки начали предлагать клиентам сегмента PB услугу по покупке государственных ценных бумаг — валютные облигации внутреннего государственного займа (ВОВГЗ). На сегодня, пожалуй, это единственная альтернатива валютным депозитам, которая позволяет избежать валютных рисков и получать доходность с учетом динамики рынка.
Одно из отделений А-Клуба расположено за городом