Аграрная компания HarvEast — одна из тех, чьи активы с момента начала военного конфликта в Украине оказались в самой что ни есть горячей точке. Основные производственные базы игрока, входящего в топ-10 крупнейших аграрных холдингов Украины, расположены на Востоке страны и в Крыму. О том, с какими трудностями столкнулся бизнес и как помочь аграриям работать в нестабильные времена, рассказал генеральный директор компании HarvEast Саймон Чернявский.
Донецкая область — восьмая в стране по валовому производству сельхозпродукции. Она обеспечивает 5 % от общего валового дохода Украины. Это довольно значимый для страны регион. Только валовое производство сельхозпродукции в Донецкой области до конфликта на востоке страны составляло около 15 млрд грн.
В 2014 г. в нашем регионе было произведено 1,5 млн т пшеницы. Этот показатель на 10 % превысил урожай прошлого года. Хотя мы рассчитывали получить еще больше. Но в силу определенных причин этого не произошло. По нашим подсчетам, мы оставили в полях как минимум 5 % выращенного. Тем не менее урожай хороший.
А вот с подсолнечником другая ситуация. Здесь потери значительно больше — около 35 % урожая может остаться в полях. Для производителей этот показатель очень болезненный. К тому же в Донецкой области расположены два крупных завода по производству подсолнечного масла, которые дают 10 % от общего валового производства этого продукта в Украине. Один из них находится в зоне, контролируемой сторонниками самопровозглашенной республики. Таким образом, по нашим прогнозам, в этом году будет произведено около 300 тыс. т, что на 20 % меньше, чем в прошлом году.
В Донецкой области расположены два крупных завода по производству подсолнечного масла, которые дают 10 % от общего валового производства этого продукта в Украине. По нашим прогнозам, в этом году будет выпущено около 300 тыс. т — на 20 % меньше, чем в прошлом году
Реальная ситуация такова, что аграрный бизнес на востоке Украины несет серьезные потери. По нашим подсчетам, только на пшенице аграрии потеряли около 200 млн грн. На подсолнечнике гораздо больше — около 1 млрд грн. И, думаю, это не предел. Ведь сегодня около 30 % пашни Донецкой области находится на территории так называемой ДНР. И факты мародерства, воровства, разрушения инфраструктуры, в которую было вложено немало инвестиций, мы фиксируем постоянно.
В сложившихся обстоятельствах бизнесу довольно сложно решать свои проблемы самостоятельно — без помощи государства не обойтись. Какой выход мы видим? В краткосрочной перспективе необходимо зафиксировать сумму убытков сельхозпроизводителей и разработать схему компенсации. Это могут быть как госпрограммы по компенсации, так и налоговые каникулы для производителей сельхозпродукции в Донецкой области.
Следующим шагом необходимо разработать программу финансирования урожая 2015 г. или через государственные форварды, или через механизмы, которые позволят нам финансировать урожай следующего года. Если говорить о глобальных изменениях в целом, то нам действительно нужны реформы в сельском хозяйстве.
Однако мы остаемся оптимистами. Верю, что при поддержке государства сможем вывести страну из кризиса и оставаться достойным игроком на мировой продуктовой арене.