Питер Хансен — датский инвестор, работающий в Украине с 1997 г. В 1998 г. его первая компания занималась разведением свиней для киевского рынка. Сегодня же Хансен — акционер ряда свиноводческих хозяйств, молочно-товарной фермы, а также акционер Kiev Atlantic Ukraine.
— Питер, что привело вас в Украину?
— Я пришел с искренней верой в то, что эта страна хранит неисчерпаемые возможности для развития производства. Здесь лучший в Европе сельскохозяйственный потенциал. Для меня очевидно: если его использовать, Украина может стать самой конкурентоспособной страной для производства агропродукции.
— Назовите пять причин, по которым вы решили инвестировать в украинский агросектор.
— Перспективность развития, легкий доступ из моей страны с точки зрения проезда, крупный ненасыщенный внутренний рынок, доброжелательные люди, хороший потенциал роста.
— Насколько значимы отличия между украинским и датским агросектором? Где работать проще? Где выше рентабельность и почему?
— Это очень разные регионы по размеру, погодным условиям, структуре и другим факторам. Между Украиной и Данией не так много сходства. В Дании априори работать легче по многим причинам, но перспективы в Украине гораздо шире.
— Где рентабельность производства выше — в Европе или в Украине?
— Потенциально рентабельность свиноводства в Украине должна быть выше. Но возможность получения высокой прибыли часто сопряжена с множеством рисков. Как макроэкономических, так и производственных.
— Как складываются ваши взаимоотношения с украинскими госорганами? Что бы вы хотели изменить?
— К сожалению, в Украине очень высок уровень коррупции, и это один из главных факторов, сдерживающих деятельность на территории страны. Наша компания работает с датским правительством и получает финансирование от государственного инвестиционного фонда. У нас нет коррупции. Компания не согласна платить взятки. Были случаи, когда мы отказывались от проектов в определенных регионах и инвестировали в другие части страны, где поборов не требуют. Думаю, для вас не секрет, что Киевская область является самой коррумпированной, если не считать Донбасс. Чем дальше от больших городов, тем уровень коррупции в Украине ниже.
Известный факт, что чем прозрачнее экономика, тем ниже уровень коррупции. Здесь пока этого нет. Украине необходима дерегуляция, упрощение бюрократических процедур. Законодательство вашей страны построено таим образом, чтобы усложнить ведение бизнеса. Это часто приводит к сбоям в работе многих компаний, и международных в частности.
— Рассматриваете ли сегодня новые площадки для инвестиций? Что это за предприятия? Где расположены? Какие отрасли, кроме свиноводческой, могли бы быть интересны?
— Безусловно, мы ищем новые объекты для инвестиций все время. Мы заинтересованы в запуске компании по производству агротехники и специального транспорта. Хотелось бы перенести датский ноу-хау в Украину. Пока подходящих площадок для этих целей мы не нашли. Но возможностей в Украине много, и мы готовы их изучить.
— Каким вы видите свиноводческий бизнес в Украине через 3‑5 лет? Есть ли шансы, несмотря на вооруженные противостояния, привлечь новые капиталы? За какое время можно насытить дефицитный рынок свинины в Украине?
— Он будет все более и более конкурентоспособным. Доступ к европейским рынкам будет способствовать этому. Однако выжить в условиях растущей конкуренции сможет только сильнейший.
— Есть ли шансы привлечения новых инвестиций в страну, несмотря на вооруженное противостояние?
— Безусловно. Украина может получить кредит от государственного европейского финучреждения. Ведь частные инвестиции иссякают.
— Сколько времени, на ваш взгляд, необходимо Украине, чтобы достичь европейского уровня производительности и прибыльности?
— По моим оценкам, это займет не более 10 лет. Могу привести в пример Польшу, которая сегодня суперсовременна и может конкурировать со всеми европейскими странами. Если Украина имеет волю и реализует все необходимые законодательные изменения, то вскоре мы скажем то же самое и о вашей стране.