Мы живем в эпоху глобализации, которая только набирает обороты. В последние годы к объединению стран и экономик добавилась еще более активная консолидация бизнеса — кто‑то избавляется от непрофильных активов, кто‑то наращивает присутствие на новых рынках, кто‑то ищет синергии. Но мало кто на обочине безудержной глобализации замечает ее недостатки, основным из которых было и остается уменьшение влияния малого и среднего бизнеса на общеэкономические процессы в мире. Критики глобализации причисляют к ее последствиям, среди прочего, замедление экономического роста в развивающихся странах и снижение уровня жизни. Страдают даже сильные экономики, где вклад малого и среднего бизнеса в ВВП достигает 70 %. Что уж говорить об Украине, где этот показатель не превышает 10 %.
Кто‑то скажет, что странно слышать подобные речи от представителя крупного корпоративного банка с небольшой долей кредитов МСБ в активах. Я реалист и не умаляю конкурентных преимуществ наших промышленных гигантов. Сталь, машиностроение, зерно и удобрения будут продолжать наполнять нашу экономику деньгами, в частности, так необходимой нам валютой. Но, с одной стороны, промышленность обеспечивает приток валюты от экспорта продукции, а с другой — многие потребительские товары и энергоносители мы вынуждены импортировать. Сама структура нашей экономики несбалансирована, что делает ее уязвимой из‑за изменчивости конъюнктуры на внешних рынках.
Многие экономисты говорят о том, что выход давно известен — это развитие внутреннего рынка. Посмотрите хотя бы на «План Маршалла», который позволил послевоенной Европе восстановиться за счет ориентации на собственное производство потребительских товаров и ограничение их импорта. Не зря сегодня все чаще можно услышать мнения о необходимости подготовки аналогичного плана для современной Украины. И частью его может быть реализация потенциала малого и среднего бизнеса. Ведь именно МСБ является ни много ни мало двигателем реформ и инноваций. Именно здесь стартапы генерируют новые ниши, которые в перспективе могут быть интересны и для крупного бизнеса. Причем потенциал есть в любом сегменте, будь то агропромышленный сектор, пищевая, легкая промышленность или сфера услуг.
На мой взгляд, малый и средний бизнес может и должен стать ядром экономической политики в новых украинских реалиях. Содействие развитию этого сегмента со стороны правительства, а также банковской системы, позволит решить целый ряд проблем, нависающих над нашей экономикой. Это и повышение уровня занятости, и долгожданное зарождение полноценного среднего класса, и выход из тупика для депрессивных моногородов, которые ранее зависели от одного предприятия. Как бы пафосно это ни прозвучало, но может случиться так, что малый и средний бизнес окажется для нашей экономики «голубым океаном», который защитит ее от внезапных «черных лебедей» экономических кризисов.
Светлана Монастырская,
заместитель председателя правления Укрэксимбанка
План Маршалла))), а модель экономики тоже поменяем на социально-рыночную?