Немногие готовы купить мотоцикл, в котором одно только колесо может стоить $10 000. Тем не менее украинцев, покупающих кастомы — сделанные по индивидуальному заказу мотоциклы, — становится все больше.
Трудности перевода
Чуть меньше года назад владелец мотомагазина Simply Road Ростислав Кузьмин основал мастерскую, в которой собирают кастомы для звезд отечественного шоу-бизнеса, бизнесменов и политиков. За это время он так и не научил покупателей разбираться в заморском термине «кастомайзинг». «Многие люди путают тюнинг с кастомайзингом, — вздыхает Ростислав. — Глядя на хорошо переделанный мотоцикл, они думают, что это кастом. Хотя тюнинг — это доработка серийной модели, а кастомайзинг — постройка мотоцикла с нуля. Мы берем мотоцикл-донор, например очень популярный в Украине чоппер Suzuki М109R, и оставляем от него только раму и двигатель. Переделываем бак, ставим новые крылья, дорабатываем вилки…Руль, ручки, воздушные фильтры, выхлопные трубы, сиденье — меняем абсолютно все».
Пересаживаться на мотоциклы обеспеченные сограждане начали чуть менее десяти лет назад, но критерии выбора за это время практически не изменились. «До недавнего времени покупатели кастомов не обращали внимания на характеристики моторов, — рассказывает Ростислав. — Свои пожелания они формулировали так: «Главное, чтобы выглядело красиво». Но в прошлом году в Украине научились хорошо дорабатывать харлеевские моторы, и люди стали «раскачивать» движки своих мотоциклов. К тому же есть производители, которые на базе харлеевских моторов Evolution выпускают собственные двигатели. Они значительно отличаются от 1,3‑литровых агрегатов старых «харлеев». Объем современных двигателей доходит до 2,5 литра. Хотя в большом объеме я не вижу смысла, поскольку на таких мотоциклах быстро не ездят. Те, кто хочет ездить быстро, покупают спортбайки. Поэтому мой совет — брать двигатель меньшего объема: если все же мощности не будет хватать, движок всегда можно укомплектовать нагнетателем или турбиной».
За стеклом
Кастомы — как фраки — не предназначены для ежедневной эксплуатации. Большинство обладателей такой техники используют ее для выездов, а не для езды, хотя мотивы приобретения каждый объясняет по‑своему. «Я всегда спрашиваю у покупателя, первый ли это их мотоцикл, — объясняет Ростислав. — Подавляющее большинство дают одинаковый ответ: нет, в 1980‑х у меня была «Ява». То есть когда‑то люди ездили на посредственной технике (другой просто не было), а теперь, когда у них появилась возможность, хотят приобрести что‑то качественное и красивое. Лишь немногие покупатели регулярно ездят на мотоцикле и хотят приобрести кастом для перемещения по городу: для поездок на дальние дистанции такие мотоциклы не предназначены. Да, они не особо практичны, хоть и безумно красивы. Например, сейчас на многие мотоциклы ставят широкие задние колеса. Это выглядит эффектно, но управлять таким мотоциклом намного сложнее. Или вот недавно мы поставили на мотоцикл переднее колесо диаметром 26 дюймов. С колесом такого размера мотоцикл становится жестким. На наших дорогах на нем долго не покатаешься: быстро устанешь. А есть категория заказчиков, которые просто хотят оттюнинговать свой мотоцикл до неузнаваемости. Они ездили на нем много лет и вдруг решили вложить $ 30 000 в его переделку».
В отличие от обладателей дорогих часов, заказчики кастомов не тешат себя надеждой вернуть потраченные деньги, продав мотоцикл подороже через несколько лет. «Продать такой мотоцикл очень сложно, — объясняет Ростислав. — В основном они продаются «в бане». Сидят, к примеру, знакомые в бане или ресторане и один другому говорит: «Хочу купить себе новый мотоцикл. Возьми мой старый. Я вложил в него $ 60 000, но отдам за $ 40 000».
Тем не менее кастомы, как спорткары и яхты, стали атрибутом высокого статуса. «У одного моего знакомого около дома стоит стеклянный гараж с неоновой подсветкой, — рассказывает Ростислав. — За стеклом красуются Chevrolet Corvette и мотоцикл. Хорошо, если он на них выезжает хотя бы раз в пару лет. Зато каждый день любуется, проходя мимо своих игрушек. Вот я, к примеру, постоянно езжу на мотоцикле: в этом сезоне накатал почти 30 000 км, а ведь год еще не закончился. Но есть немало людей, которых мы называем каферейсерами, — они выезжают, чтобы перемещаться на мотоцикле от одного кафе к другому, встречаясь с друзьями и производя впечатление на зевак».
Хотим как у ДиКаприо
Летом в ювелирной сфере появился тренд, названный «эффектом Великого Гэтсби»: после блокбастера с ДиКаприо люди стали заказывать украшения «как в том кино». Похожие тенденции характерны и для кастомайзинга. «Несколько друзей купили себе одновременно мотоциклы, чтобы вместе кататься, — продолжает Ростислав. — Спустя какое‑то время одинаковость машин их раздражает, и они начинают их тюнинговать. В этом плане очень показательна модель Honda Gold Wing. В докризисное время человек покупал такой мотоцикл, заносил в мастерскую $ 10 000 со словами: «Давайте все, что есть из хромированных цацек». Потом приходил его друг со своей пачкой денег и говорил: «Мне то же самое». В то время у меня не было своей мастерской: я занимался доработкой мотоциклов вместе с другими мастерами. И тогда, и сейчас постоянно сталкиваюсь с людьми, которые за хорошее вознаграждение просят никогда не повторять сделанный для их мотоциклов дизайн. Но я и так никогда не повторяюсь: зачем расширять портфолио за счет одинаковых мотоциклов?».
Этот кастом сделан на базе б/у мотоцикла Harley-Davidson Street Glide 2006 года выпуска. В нем доработан двигатель (объем увеличен с 1,45 до 1,7 л.), переделаны заднее и переднее крылья, кофры, поставлены новые колеса, высокий руль, установлена более современная тормозная система Brembo и удлинен бак. Покраска мотоцикла выполнена мастерами Pall Blackworkx, сидение изготовлено Виктором Skin. Создание такого мотоцикла требует около $40 000
К сожалению, заказчики не всегда могут адекватно оценить сроки работы: «Почему-то многие считают, что в Америке все и всегда есть, — сетует Ростислав. — Им кажется, что стоит только зайти в интернет, и тут же можно купить необходимую деталь. Мало кто знает, что, к примеру, на вытачивание из куска алюминия колесных дисков уходит от четырех до восьми недель. Объяснить это некоторым клиентам очень тяжело. Особенно тем, кто начал готовиться к сезону поздно: они хотят выехать вместе с остальными, поэтому торопят мастера».
10 тысяч на колеса
Вы наверняка слышали афоризм: «Нет предела совершенству». Это относится и к кастомайзингу: чем больше денег выделяет заказчик, тем интересней мотоцикл можно сконструировать. Ростислав считает, что мотоцикл в Украине можно собрать и за $ 5 тысяч. Но если хотите получить действительно уникальный мотоцикл, приготовьтесь серьезно потратиться. «У меня были проекты с бюджетами больше $ 100 000. Вы спросите: куда уходят деньги? На запчасти. Цена переднего колеса, которое вытачивают из алюминия по спецзаказу, может доходить до $ 10 000. Пара серийных колес с тормозными дисками, покрышками и шкивом стоит немногим дешевле — от $ 5000 до $ 6000. Недавно я посчитал количество использованных при сборке мотоцикла деталей — 146 штук. Стоят они по‑разному: $ 30, $ 70, $ 150. Вроде недорого, но если сложить все вместе, получается солидная сумма», — утверждает собеседник.
В качестве донора для этого кастома выступил новый Suzuki М109R стоимостью около $20 000. В нем переделана вилка, перекрашен мотор, поставлено заднее колесо шириной 300 миллиметров, новое заднее крыло, новое сиденье и тормозная система, фары и пневмоподвеска. На создание этого мотоцикла с учетом доставки запчастей ушло три месяца и $30 000
Самое дорогое в кастоме — колеса и двигатель, цена которого может доходить до $ 25 000. Аудиосистема запросто съедает $ 5000. Цена вилки может достигать $ 10 000. Отдельный пункт — сиденья. Эту деталь делают по вашим индивидуальным меркам из самых технологичных материалов с любым покрытием. К примеру, верх можно сделать из кожи крокодила, а вставки — из кожи ската. «В Украине есть пара мастеров, делающих сиденья хорошего качества, — объясняет Ростислав, — но некоторые технологии нашим кожевникам недоступны. Например, сиденья американского бренда Corbin наполняют «умной» пеной, повторяющей анатомические особенности тела: это снижает нагрузки во время дальних поездок. За рубежом можно заказать гелевые сиденья, а у нас в качестве наполнителя до сих пор используется поролон».
Не прячьте ваши денежки
Ростислав может воплотить в жизнь любой кастом-проект, если лежащие в его основе идеи не противоречат законам физики. Например, он поможет превратить раритетный полуторалитровый двигатель в двухлитровый. Для этого, правда, агрегат отправят в Америку, что потребует от заказчика терпения: в прошлый раз доработка двигателя в Штатах заняла четыре месяца. Но процесс, как говорится, пошел: даже не самые богатые люди, по словам Ростислава, уже готовы вкладывать $ 10‑15 тысяч в создание мотоцикла своей мечты.