Владелец модельного портала о выгоде покупок одежды на рынках, маршрутах шопоголика и безлюдном предутреннем Лондоне.
Против хандры есть два патентованных средства – покупки и путешествия. Сложив составляющие этого нехитрого уравнения и уложившись в 6 000 грн, беру билет, оплачиваю номер в Strand Palace Hotel – и на трое суток отправляюсь в рейд по рынкам столицы Великобритании.
Пятница
Обещанный мне русскоязычный персонал в Strand Palace действительно оказался русскоговорящим. Услужливые индусы и англичанки обстоятельно ответили на вопросы, снабдили картой Лондона и объяснили, как пользоваться однодневными проездными билетами Travelcard.
Не тратя времени, отправляюсь на рынок Ковент-Гарден, благо тот расположен в двух шагах от отеля. Здесь с ностальгией вспоминаешь Сенной рынок в Киеве. Представьте себе громадное двухэтажное здание, основу которого составляют две торговые галереи с маленькими магазинчиками и переулки с уличными лотками, кафешками и пабами. А если отдаться течению людского потока, вы окажетесь на площади, где выступают жонглеры, клоуны и акробаты.
Первый обход рынка – оценочно-прикидочный, со второго круга начинаются собственно покупки. Первое приобретение – полдюжины галстуков ручной работы. Долго выбираю рисунки, торгуюсь – отдают по £20.
Позже пожалел, что сразу не приобрел жилет в тон и бабочки с фрачными поясами. С ними любой костюм из обычной партикулярной пары превращается в произведение дизайнерского искусства. День прилета и близость отеля сыграли со мной дурную шутку: я подумал, что в субботу выбор будет больше. Просчитался.
Прикупив еще футболок, чай и сувениры, вдруг понял, что пропустил ланч. Порция вкуснейшего гуляша порадовала ценой в £4, так что сетовать на посуду – большой картонный стакан – не стал.
Суббота
Суббота – идеальное время для набега на рынок Portobello. Все путеводители и сайты указывают дорогу к нему через станцию метро «Ноттинг-Хилл». Но вычислив аналитическим путем, что первые полтора километра рынка рассчитаны на необстрелянных туристов, я подъехал к Портобелло-роуд с противоположной стороны. Это сразу избавило от соблазна проверить ногами, что там дальше. Если вещь мне нравилась, я покупал ее без колебаний.
Серебро, аутентичные антикварные безделушки, картины и гравюры радовали ценами в разы ниже киевских. Перед лавками громоздятся пирамиды из чемоданов и саквояжей, то ли старинных, то ли искусно состаренных.
А вот и классические английские свитера и кардиганы различных моделей. В бутиках на Бонд-стрит точно такие предлагают по £400–600, в дисконтных магазинах TK Maxx продают по £30–50. Выторговываю небольшую скидку и беру три разных по £10.
Чуть дальше – шляпный корнер. Стетсоны и головные украшения индейских вождей подождут до следующего раза, но от покупки шотландского берета я удержаться не могу. Витрина соседнего магазинчика уставлена стопками цилиндров и котелков. И это не театральный реквизит.
Продавец подбирает мне элегантную черную шляпу. «Водостойкая, не мнется…», – соблазняет продавец. Скептически хмыкаю. Он моментально сминает шляпу в комок, подбрасывает ее и водружает мне на голову. Шляпа послушно принимает прежнюю безупречную форму. Перед этими космическими технологиями я сдаюсь – беру за £30.
Сам не заметил, как провел здесь четыре часа. Обе руки заняты покупками, фотокамера болтается на шее – при этом я единственный человек, идущий против потока туристов. По обилию лотков с бижутерией ощущаю близость района Ноттинг–Хилл. Выбираю симпатичный паб и устраиваюсь на привал. Вокруг носятся татуированные официанты, за соседними столами орут, поют и раскачиваются поддато–веселые компании.
Освободившись от покупок в отеле, прокладываю следующий маршрут: через Трафальгарскую площадь с заходом в магазин ТК Махх, потом на Пикадилли и по Риджент-стрит на Оксфорд-стрит до Мраморной арки. Именно отсюда путеводители по лондонскому шопингу рекомендуют начинать знакомство с тремя сотнями магазинов главной торговой улицы Лондона.
Решение прогуляться здесь в субботу было явно опрометчивым. Перед знаменитым магазином игрушек Hamleys на Риджент-стрит полиция и вовсе огородила кусок проезжей части, чтобы можно было обойти толпу у входа. Мониторинг цен крупных магазинов Оксфорд-стрит я предварительно провел по интернету, поэтому заглянул только в Debenhams и Selfriges.
Недалеко от Бонд-стрит нахожу одну из намеченных целей – спортивный магазин с подвальным этажом сувенирной продукции. Диктую продавцу по списку: «синяя футболка Chelsea с номером 8 и фамилией Lampard», «красная с черным Manchester United», «две детских белых футболки сборной Англии»... И бегом из этой толчеи! Надо вдумчиво поужинать и отдохнуть. В ночь на воскресенье запланирована прогулка с фотоаппаратом.
Воскресенье
Будильник поднял меня в три часа ночи. Швейцар подогнал кэб. Таксистом оказался ветеран эпохи короля Георга, говоривший на безнадежном для моего понимания шотландском диалекте. Надо было сразу выйти, но я самоуверенно решил, что он понимает меня лучше, чем я его.
Тауэрский мост безлюдной ночью – это поэзия! Прекрасная подсветка, ни туристов, ни машин. Ставлю штатив и, варьируя настройки, снимаю в полное свое удовольствие. Затем мы делаем пару кругов через Вестминстер, медленно катимся от часовой башни с Биг-Беном до Мраморной арки – и, отсалютовав ветерану по счетчику, дальше я отправляюсь пешком.
Ночная Оксфорд-стрит – это цветная иллюминация, яркие витрины и жутковатый мир манекенов в громадных, залитых холодным светом залах универмагов. Без прохожих и двухэтажных автобусов по–другому выглядят старинные гостиницы и пабы, уличные фонари и респектабельные подъезды.
В гостиницу возвращаюсь на рассвете. Последний кадр: шеренга клерков на велосипедах ждет зеленого сигнала светофора.
Второй раз будильник поднимает меня незадолго до окончания континентального завтрака. Сегодня спешить не надо. Неспешно сливаю фотографии на ноутбук. Большая камера отправляется в кофр, на рынок Кэмден-Лок я беру миниатюрную мыльницу – фотографов там не любят, так что не стоит нарываться.
Выйдя из метро на станции «Кэмден-Таун», дорогу к знаменитому центру альтернативной моды и стиля можно не спрашивать. Магазины для панков и металлистов вызывают скорее музейный интерес, а вот лавки с карнавальными костюмами берут меня в плен. Это не китайский ширпотреб – рукотворные шедевры по £200 словно сошли с экранов исторических фильмов.
В переплетении торговых улочек, переулочков и тупичков быстро теряешь ориентацию. Только вынырнув возле канала с характерным горбатым мостиком, снова испытываешь облегчение. И, утолив голод в каком–нибудь тайском, пакистанском или индийском ресторанчике, пускаешься в очередной забег по Кэмдену.
Ставить финишную точку следует на знаменитых кэмденских развалах, где после 20–минутной пикировки со словоохотливым продавцом вы можете стать обладателем коллекции оригинальных футболок, принтованных перлами грубоватого лондонского юмора.
Так что позже увидев на незнакомой киевлянке майку с надписью «Хорошие девочки попадают на небеса...», вы не дочитав предложение будете знать, куда она летала на уикенд и как звучит финальная фраза – «...а плохие девочки – в Лондон».