Вдоволь пощекотав нервы публики сеансами коллективной мастурбации на сцене и написанными кровью картинами, скандальный бельгиец Ян Фабр приезжает в Киев, где протестирует на украинских зрителях мрачную историю колонизаторского прошлого своей страны, начертанную крылышками миллионов ни в чем не повинных жуков.
7 февраля в киевском PinchukArtCentre произойдет долгожданная смена экспозиции. Хедлайнером на этот раз станет бельгийский художник, театральный режиссер и писатель Ян Фабр, который представит два новых проекта. Кроме того, зрители смогут увидеть выставку видеоинсталляций «(Де-)Конструкция: Реальность и вымысел» с работами Пьера Юига, Дианы Татер и Кристиана Марклея. Параллельно продолжит свою работу проект «Есть воля — есть шанс», в котором звездная международная команда художников рефлексирует на тему СПИДа и современного искусства. И, как обычно, на самом верхнем этаже можно ознакомиться с избранными произведениями из постоянной коллекции центра — здесь время от времени тоже происходит небольшая ротация и обновление экспонатов.
Обычно PinchukArtCentre тяготеет к западным художникам, имеющим статус настоящих поп-звезд от искусства, — Дэмиен Херст, Такаси Мураками, братья Чепмен. Бельгиец Ян Фабр по сравнению с ними — персонаж, которому вместо приставки «поп» лучше подходит определение «культовый», с претензией на элитарность описываемого феномена. Эксперименты в области сценического искусства давно снискали Яну Фабру славу театрального enfant terrible, нащупывающего пределы терпения европейской публики. Крайне правые постоянно грозятся расправиться с Фабром из‑за его нелицеприятных реплик в их адрес, министр культуры Франции вынужден извиняться перед публикой за чрезмерную радикальность постановок режиссера, а защитники животных гоняются за ним с дубинками во время утренних пробежек в парке, чтобы отомстить за котиков, пострадавших во время съемок его фильма.
В изобразительном искусстве творчество Фабра имеет более скромный резонанс, чем в театре, — конкуренция среди мастеров, которые используют эпатаж и провокацию как художественную стратегию, пепел от сожженных денег, кровь, сперму и слезы как материал для создания работ, а смерть, секс и войну как темы произведений, в мире contemporary art заметно выше. Тем не менее Фабр хорошо запомнился украинским зрителям во время своего первого появления в PinchukArtCentre, в рамках выставки «Сексуальность и трансцендентность» 2010 года. Его «Фонтан мира», представлявший собой скульптурный автопортрет молодого художника, возлежащего на куче могильных плит с обнаженным фаллосом и регулярно «оргазмирующего», стал абсолютным фаворитом как у ханжей, ужасавшихся выставке, так и у восхищенных ею поборников творческой свободы.
Тогда многие предрекали, что следующее появление Фабра в украинском культурном пространстве состоится нескоро, но не прошло и четырех лет — и вот он возвращается в PinchukArtCentre уже с персональной выставкой. Впрочем, это и не удивительно: директор PAC Экхард Шнайдер — большой поклонник и знаток творчества бельгийца и именно он был куратором нашумевшей выставки Фабра на Венецианской биеннале 2009 года.
На первый беглый взгляд, очередное пришествие бельгийского художника в PinchukArtCentre обещает стать гораздо менее шокирующим и провокационным, чем его появление на «Сексуальности и трансцендентности». Но тема, которой посвящена выставка, на самом деле чрезвычайно тяжела и противоречива, а для европейцев вообще крайне болезненна. В двух циклах, которые будут представлены в PinchukArtCentre, — «Дань Бельгийскому Конго» и «Дань Иеронимусу Босху в Конго», Фабр обращается к одной из самых страшных страниц истории своей страны — периоду варварского захвата и жестокой эксплуатации африканских колоний.
Ян Фабр уже давно снискал славу Enfant Terrible, нащупывающего пределы терпения европейской публики
Когда в 2002 году королева Бельгии Паола заказала Яну Фабру работу для Зеркального зала Королевского дворца в Брюсселе, он создал впечатляющую монументальную композицию на потолке, покрыв его узорами из миллионов блестящих крыльев жуков златок. Насекомые — один из излюбленных материалов художника, всячески поддерживающего легенду о том, что он якобы является прямым наследником знаменитого французского энтомолога Жана Анри Фабра. Поистине королевский блеск «материала», использованного для инкрустации потолка, не мог скрыть зловещей природы того факта, что в жертву этому великолепию принесены миллионы жизней, пусть даже это жизни простых жуков. Противоречивые ассоциации вызывало и название произведения — «Небо наслаждения», напрямую отсылавшее к знаменитому «Саду земных наслаждений» Босха и к идее загробной расплаты за греховные удовольствия при жизни.
Впрочем, для человека, знакомого с историей Королевства Бельгии, намеки Фабра выглядели достаточно прозрачно. Зеркальный зал дворца был заложен при короле Леопольде II, для которого таким «садом наслаждений» стало Свободное государство Конго, захваченное монархом в качестве персонального владения и жестоко им эксплуатируемое ради личного обогащения на протяжении десятков лет. То, что Фабр недвусмысленно напоминал именно о колониальных преступлениях родного королевства, стало совершенно очевидно в 2008 году, когда художник выставил копию «королевского» потолка, дополненную фигурой чернокожего человека, спина которого была покрыта шрамами от ударов кнута.
В двух десятках мозаик из крыльев жуков, которые будут представлены в PinchukArtCentre, Ян Фабр продолжает исследование колониальной истории своей страны, обращаясь к следующему ее этапу. Когда под давлением мировой общественности, возмущенной зверскими нравами, которые были установлены наместниками короля в колонии, Леопольд II вынужден был передать ее в собственность государства, она была переименована в Бельгийское Конго. Но для самих конголезцев, кроме названия, мало что изменилось. Их по‑прежнему бесчеловечно эксплуатировали, они не имели гражданских прав, жили в нищете и гибли как мухи. В своих мозаиках, посвященных Бельгийскому Конго, Фабр оперирует очень простыми и выразительными визуальными символами — гербом страны с девизом «Труд и Прогресс», сценами истязаний рабов, изображением гриба атомного взрыва (именно в Бельгийском Конго добывался уран, который был использован в бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки). Использует художник и образы из иконографии Иеронимуса Босха, напрямую связывая макабрические видения своего гениального соотечественника с жестокими реалиями недавней истории.
Наверное, некоторым завсегдатаям PinchukArtCentre, которые приходят сюда в предвкушении эффектных визуальных аттракционов, будоражащих все органы чувств, проект Яна Фабра может показаться суховатым и мрачным, несмотря на все великолепие переливающихся хитиновых «мазков» его «картин». На этот случай у PAC припасена еще одна выставка, состоящая из трех видеоинсталляций, объединенных под общим названием «(Де-) Конструкция: Реальность и вымысел». Здесь у посетителей будет шанс окунуться в постапокалиптический мир зоны ядерной катастрофы («Чернобыль» Дианы Татер), стать наблюдателем серии психологических экспериментов («Тело и облако» Пьера Юига) или оказаться в эпицентре перестрелки героев американских вестернов и боевиков («Перекрестный огонь» Кристиана Марклея).
Наконец, те, у кого не хватило времени с середины ноября прошлого года посетить выставку «Есть воля — есть шанс», организованную фондом супруги Виктора Пинчука «АНТИСПИД» и посвященную недугу, который оставил глубокий след в современном искусстве и забрал жизни не одного из его лучших представителей, могут сделать это теперь. Работы Феликса Гонзалеса-Торреса, Дэмиена Херста, Ай Вэйвэя, Нэн Голдин, Сергея Браткова, Ильи Чичкана на тему СПИДа будут представлены в центре до конца апреля 2014 года.
Киев, PinchukArtCentre
Ян Фабр «Дань Иеронимусу Босху в Конго»
7 февраля — 27 апреля