В Музее истории Киева открылась выставка работ Юрия Химича (1928‑2003) — яркого мастера архитектурного пейзажа ХХ века.
То, что у города есть присущая ему неуловимая атмосфера, порой становится явным, только когда она разрушается — например, вследствие неразумной застройки. Смотреть на Киев в работах Химича — это возможность по‑настоящему вглядеться в лицо города, каким художник видел и изображал его беспрерывно на протяжении более 50 лет.
Экспозиция выставки включает уникальные работы из семейного архива художника. Замысел ее в том, чтобы показать во всей полноте историю взаимодействия мастера и архитектурного ландшафта — и первый, и второй менялись во времени. Это своеобразная экскурсия по Киеву во времени — с конца 1940‑х до начала 2000‑х — и одновременно возможность проследить становление художника от первых несмелых его зарисовок до знаковых работ — глубоких символических портретов Киева. Из ранее не выставлявшегося — по‑юношески робкие автопортрет акварелью и зарисовки городских застроек конца сороковых годов.Юрий Химич родился в Каменце-Подольском, однако после войны семья его переехала в Киев, где он — одинаково одаренный в рисовании, поэзии и музыке — оказался на распутье. По совету А. Шовкуненко, которому Химич показал свои рисунки, он поступает на архитектурный факультет, где попадает в ученики к М. А. Штейнбергу, чья манера изображения архитектурных ансамблей (особенно серия, посвященная разрушенному Крещатику) окажет влияние на манеру рисования Химича-студента, с присущим ему стремлением к обобщению, сочетанием акварели с активной линией карандашом или углем. Хотя в программе факультета было много технических дисциплин и проектирования, занятия рисунком были для Химича на первом месте — так что даже на сугубо архитектурных проектах он сумел отточить мастерство владения акварельной техникой рисования.
На выставке можно увидеть акварели художника конца 1950‑х годов — заново строящийся послевоенный Крещатик. Эти работы — вершина владения акварельной техникой, общепризнанным мастером которой Химич стал к этому времени.Неожиданно для окружения художника 1960‑е знаменуются полным отказом от нее в пользу кричащих, экспериментаторских работ гуашью. В арсенале изобразительных средств теперь локальное пятно открытого цвета и грубая темная линия, окаймляющая цвет, — некое подобие витража. Подобные работы в те времена расценивались как вызов эстетике соцреализма, а сегодня известны как классический пример нонконформизма 60‑х.
Однако в 1970‑х линия в работах мастера смягчается, яркая декоративность эволюционирует в богатство полутонов и воздушную перспективу, столь характерные и узнаваемые в зрелом творчестве Химича. Представлены на выставке и картины последнего года жизни художника — в них мы видим синтез предыдущих наработок, мудрую простоту и изысканность стиля.Своеобразным был творческий метод Юрия Химича: преимущественное большинство его работ были написаны на пленэре, то есть непосредственно с натуры, а не в мастерской. Художника, бродившего с прямоугольником фанеры вместо традиционного этюдника под рукой, рулоном бумаги и чемоданчиком краски, киевляне узнавали и нередко подходили понаблюдать за процессом создания картины. Часто во время работы художник сидел прямо на земле или на легком раскладном стульчике, под зонтиком — во время дождя, со слегка подсоленной водичкой для акварели — в мороз. Юрий Иванович не стеснялся присутствия зрителей, частенько разговаривал с ними, не прекращая работы. Близко знавшие художника люди вспоминают его как исключительно легкого в общении человека, шутника, острослова, рассказчика разнообразных историй и притч.
Музей истории Киева
До 4 марта