Эксцентричный французский парфюмерный бренд Etat Libre d’Orange теперь официально представлен в Украине. Ольга Козак отправилась в Париж на rue Archives 69, чтобы поговорить с Этьеном де Свардтом, создателем эпатажных ароматов, о деле всей его жизни.
— У многих ароматов Etat Libre d’Orange весьма вызывающие названия — «Secretions Magnifiques» (Чудесные выделения), «Putain des Palaces» (Дворцовая шлюха), «Vierges et Toreros» (Девственницы и Тореадоры)… Вы не боялись отпугнуть клиентов?
— «Secretions Magnifiques» и «Putain des Palaces» были первыми ароматами, которые появились у меня в голове и которые я непременно хотел выпустить. Конечно, в отличие, например, от нашего бестселлера «Tom of Finland», «Secretions Magnifiques» нельзя назвать популярным. Это сложный аромат, который нравится далеко не всем. Но мне приятно наблюдать, как из года в год в бутик приходят одни и те же клиенты только для того, чтобы купить именно его. Этим запахом я хотел передать сочетание притяжения и отторжения. Кажется, мне это удалось. Парфюм наделал столько шума, что теперь бренд Etat Libre d’Orange многие ассоциируют только с провокацией и грязными историями. По моему мнению, любитель духов Etat Libre d’Orange может быть абсолютным аматором в парфюмерии. Главное, чтобы он находился на грани. Был человеком, который любит играть с границами дозволенного.
— Насколько мне известно, ваше образование не связано с парфюмерией. Как вы оказались в индустрии красоты?
— Я родился в Южной Африке. Вскоре после моего рождения семья переехала в бывшую французскую колонию — на остров Новая Каледония, где я и вырос. В Париж я приехал получать диплом магистра математики, и после защиты, здраво оценив все за и против, решил, что строить свою карьеру в этой сфере не буду. Поэтому отправился за вторым дипломом в одну из самых известных бизнес-школ Франции — ESSEC. В конце обучения я оказался в числе 15 студентов, попавших на практику в LVMH. На одной из ознакомительных лекций выступал Оливье Эшодмезон, на тот момент арт-директор Givenchy. Я был безумно вдохновлен его выступлением! Вышло так, что я подвозил его домой после выступления, мы разговорились, и он предложил мне пройти стажировку в Givenchy. А потом меня приняли на постоянную работу в отдел маркетинга. Там в мои обязанности входили по большей части творческие задачи. В основном — создание красивых историй (у меня это отлично получается).
— С чего началось ваше первое знакомство с ароматами?
— Во время работы в LVMH, мне пришла в голову идея создать духи для собак. К моему удивлению, в компании посчитали мой бизнес-план перспективным, но идею слишком провокационной. Поэтому я решил создать собственную марку. И в итоге на свет появились известные многим любителям животных парфюмы Oh My Dog! и Oh my Cat? За это время я успел поработать для разных компаний, развить несколько парфюмерных проектов и набить много шишек как бизнесмен. Однако вынес для себя много полезных уроков.
— На момент создания Etat Libre d’Orange в 2006 году у вас уже был успешный парфюмерный бизнес. Зачем же вы стали искать новые приключения на свою голову?
— Когда работаешь на чей‑то бренд, приходит понимание того, что есть определенные рамки, выйти за которые тебе не позволят. Поэтому я задумал некое креативное пространство, где каждый парфюмер мог бы творить что захочет. В ДНК бренда Etat Libre d’Orange заложена идея полной свободы, где каждый делает именно то, что думает и ощущает.
— Вы хотите сказать, что парфюмеры работают абсолютно самостоятельно, создавая новый аромат?
— Я не парфюмер, но мне нравится проводить время с ними, изучать формулы, следить за процессом создания ароматов. Моя основная обязанность — направлять их на неисследованные ранее пути. Искать новое и передавать тайные эмоции, уходить все дальше от парфюмерных клише. Я хочу, чтобы парфюмеры были не техническими исполнителями, а художниками.
— В чем вы черпаете вдохновение?
— В первую очередь в кино. Я постоянно наполняю себя новыми фильмами. Еще один источник вдохновения и мой личный герой — Гэри Ларсон. Если вы хотите лучше понять Etat Libre d’Orange, советую посмотреть иллюстрации этого американского карикатуриста.
— У вас есть бутик-офис в Париже и одноименный магазин в Лондоне. В каких еще городах вы намерены открыть свободные пространства Etat Libre d’Orange?
— Возможно, откроем еще один магазин в Нью-Йорке. И в Южной Африке.
— У вас уже есть конкретные планы на этот год?
— На сегодняшний день Etat Libre d’Orange имеет 29 ароматов. Я абсолютно не стремлюсь увеличить их количество и поставить производство парфюмов на конвейер. Поэтому я планирую в этом году сконцентрироваться исключительно на выпуске одной новинки. Скорее всего, это будут духи в концентрации eau de cologne. Что‑то универсальное, чистое и прозрачное. Этот аромат будет «тихим». Нас и так достаточно громко обсуждают, поэтому хочется немного тишины. Знаете, как в пословице: «слово — серебро, молчание — золото».