Правда о классическом балете

Правда о классическом балете
Фото: Getty Images

Московский областной государственный театр «Русский балет» гастролирует с программой «Гала-балет», приурочив тур к 65‑летию своего руководителя Вячеслава Гордеева и 50‑летию его сценической деятельности. Случай из тех, когда восхваления для красного словца лишь портят впечатление от настоящих достоинств артистов и их работы.

Воспитанники Гордеева транслируют все, чем знаменит был Гордеев-солист, «последний романтик» на сцене Большого театра, где мало кому действительно удавалось размах, мощь и бриллиантовую технику танца напитать одухотворенностью. В своем собственном театре, который 30 лет назад еще носил название Московского балета, он ведает репертуаром, выпускает премьеры (в конце февраля увидел свет его балет «Признание» на музыку Шестой симфонии Чайковского), «чистит» классические постановки, открыл школу хореографии для детей и продолжает репетировать со взрослыми артистами.

Концертная программа «Гала-балет» идет с грифом «премьера», но среди сотни постановок гордеевского театра такое название не числится. А значит, это просто хорошо составленная коллекция образцов, которую «Русский балет» еще в режиме «чёса» не возил. Для одесситов это и вовсе не премьера, ведь «Гала-балет» летом минувшего года им показали четыре раза, наряду с тремя «Золушками», восемью «Жизелями» и девятнадцатью представлениями «Лебединого озера». Но в Киеве и Харькове этот дайджест из лучших работ гордеевского театра действительно представят впервые.

Аффект в балете — самодостаточная ценность, и слова это отражают. Терминология классической хореографии полна условностей и зачастую преувеличенно пафосна, как кукольный грим танцовщиков. Когда горделивая балерина с несгибаемой спиной гарцует на пальцах, она «демонстрирует хороший апломб». Постановка всем известной сказки о том, как падчерица злой мачехи попала на бал к принцу, может носить жанровое определение «балет-феерия в девяти картинах с апофеозом». Вот эти вещи в исполнении ведущих солистов, первых солистов, просто солистов и кордебалета вышколенной гордеевской труппы мы и увидим.

К показу предусмотрены (и пойдут под фонограмму) части классических «Щелкунчика», «Дон Кихота», «Лебединого озера», а также «Конька-Горбунка» на музыку Цезаря Пуни (написанную в 1864 году, не путайте с модерным Родионом Щедриным); причем «Конька» гордеевцы танцуют в двух хореографических версиях — Петипа и Горского. Приятно предвкушать, что ведущий дуэт «Русского балета» — трогательная Анна Щербакова и порывистый Дмитрий Котермин, которым мы аплодировали в «Лебедином озере» в ноябре, — «удивит почитателей балета новым амплуа», как сообщает пресс-релиз, и интересно, каким именно. К слову, эпитет «лучшая балетная пара России» в текстах, сопровождающих гастроли гордеевцев, преждевременен. Щербакова и Котермин — несомненно выдающиеся танцовщики, они лауреаты конкурса «Арабеск» (2010 года, причем Котермин увез оттуда спецприз имени Мариуса Петипа «За чистоту классического танца»), но их никогда не номинировали на звание «Лучший дуэт».

Вызывает сомнения обещание киевской Нацоперы относительно номеров из «Барышни и хулигана» Шостаковича, из украинской «Лилеи» Данькевича и из оперы Лысенко «Тарас Бульба», содержащей танцевальные сцены народного и характерного типа. Всего этого «Русский балет» не репетировал и не репетирует. Зато есть все основания ожидать, что он станцует несколько отточенных миниатюр, поставленных самим Вячеславом Гордеевым — замечательным хореографом, автором более 30 балетных постановок, влюбленным в сцену с первого па.

5 марта, Киев, Национальная опера Украины, 19 : 00

6 марта, Харьков, ХАТОБ, 19 : 00

8 марта, Одесса, Национальный театр оперы

и балета, 19 : 00

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама