В Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 25 мая открыта выставка, на которой представлена всемирно известная серия «Бедствия войны» великого испанского художника Франсиско Гойи.
Созданная в 1810‑1820 годах, непосредственно во время и сразу после Пиренейской войны, эта серия работ до сих пор остается впечатляющим свидетельством испытаний, которые переживают страна и человек в военное время. В ее основу положены события вторжения Наполеона в Испанию в 1808 году, приведшие к затяжному конфликту и закончившиеся общественным разочарованием в идеалах Французской революции. Серия состоит из трех частей: первая отличается документальной точностью фиксации военных действий в Сарагосе и около Мадрида, вторая посвящена голоду, поразившему столицу в 1811‑1812 годах и унесшему 20 тысяч жизней, третья отражает фантасмагорические видения Гойи о реставрации деспотичной монархии и жестокости инквизиции.
Из-за вмешательства цензуры серия из 80 офортов при жизни художника была отпечатана только в одном пробном экземпляре, который Гойя подарил своему другу историку искусства Сеану Бермудесу. Отдельные листы были сшиты в альбом, названный самим автором «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Наполеоном и другие впечатляющие видения», а оригинальные медные доски, с которых печатались офорты, долгое время хранились в семье художника. С них мадридская Академия искусств в 1863 году впервые отпечатала серию полным тиражом (как и задумывал художник), дав ей нынешнее название и положив начало ее широкой известности.
От листа к листу Гойя разворачивает перед зрителем драматическое повествование, исполненное страданий, крови, лишений, ужасов и мужества. Только линия, свет и тень, их напряженный контраст — главные выразители этой сложной гаммы переживаний художника-очевидца. Он показывает не триумфаторов и победителей, а простых людей, на плечи которых обрушились все тяготы военного времени и которые стали главными жертвами и вынужденными героями. Сцены насилия и зверств чередуются с изображениями скоплений мертвых тел и страшных аллегорий, вызванных перерастанием привычного для войны страха физического уничтожения и боли в ужас предчувствий еще более бесчеловечных пыток и унижений. Названия листов говорят сами за себя: «Мрачные предчувствия того, что должно произойти», «Хоронить и молчать», «Никто не поможет», «Не зная пути», «Какое мужество!»… Беспощадный реализм сцен сопровождается напряженной эмоциональностью — это взгляд не стороннего наблюдателя, а глубоко переживающего общую трагедию гражданина, чьи чувства постоянно колеблются от восхищения мужеством до ненависти и отвращения, от надежды к отчаянию, от радости к горю.
Тема войны как гуманитарной катастрофы, предельно убедительно раскрытая Гойей в «Бедствиях войны», впоследствии была развита многими художниками, например немцем Отто Диксом в серии «Война» (1924). Но особое значение серия приобретает сегодня, выступая порой буквальной параллелью к нашему собственному травматическому опыту. Антимонархическое восстание, иностранная интервенция, внутренняя разобщенность, женщины на баррикадах, раненые и погибшие, постоянное напряжение и ожидание катастрофы — это все так же близко и актуально, как и двести лет тому назад. Война делает несущественными все завоевания цивилизации, стирает временные, культурные и национальные различия. Серия Гойи, созданная им шаг за шагом среди хаоса и безумия войны, а потом и послевоенных бедствий, повествует об опасности вышедшей из‑под контроля жажды насилия и безумной жестокости, о незаметном превращении образованного соседа в озверевшего монстра, о дорогой цене свободы и независимости, о хрупкости привычного мира.
Киев, Музей Богдана и Варвары Ханенко
До 25 мая